Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Старение населения способствует росту рынка противогрибковых препаратов

15 августа 2007, 12:09
В настоящее время среди заболеваний кожи лидируют грибковые заболевания благодаря высокой контагиозности и, как следствие, глобальной распространенности.
По статистике ВОЗ, каждый пятый житель планеты поражен этим недугом, причем чаще всего это — микозы стоп и кистей с поражением ногтевых пластинок. Однако даже эти цифры не являются достоверным отражением сложившей ситуации: многие люди не подозревают о своей болезни и, списывая проявления грибковой инфекции на косметические дефекты, не обращаются к врачу.
Сейчас в список потенциальных возбудителей микозов включены порядка 400 видов грибов. Их агрессивная атака провоцируется снижением иммунной защиты, эндокринопатиями (сахарный диабет), поражениями сосудистой системы, а также бесконтрольным приемом антибиотиков и глюкокортикоидов.
Стабильно высоким уровнем заболеваемости микозами объясняется постоянное — из года в год — увеличение объема рынка противогрибковых препаратов. Так, в 2006 г. рынок лекарственных средств, предназначенных для местного лечения дерматомикозов, вырос на 11%, и объем розничных продаж превысил 56 млн долл. США; в первые 6 месяцев текущего года было отмечено увеличение спроса на наружные антимикотики: аптечные продажи составили 29,7 млн долл. США (в ценах потребителя) (рис. 1), что на 9,5% превышает показатели прошлого года. Для анализируемой группы препаратов характерна сезонность продаж, проявляющаяся в увеличении спроса на противогрибковые ЛС в весенне-летний период. Причинами всплеска первичной заболеваемости, а также учащения развития обострений и рецидивов дерматомикозов в это время являются оптимальные условия для размножения грибков (высокая температура, повышенная влажность), а также частая травматизация кожи и ногтевых пластинок (бытовые и спортивные травмы, ношение тесной и неудобной обуви, выполнение процедур маникюра и педикюра).
Рисунок 1. Объем продаж наружных противогрибковых ЛС в коммерческом секторе российского розничного фармрынка, I полугодие 2007 г.




Как известно, к топическим антимикотикам предъявляется ряд требований: способность препарата накапливаться в тех слоях кожи, где происходит развитие инфектанта, а также отсутствие резорбтивного действия во избежание проявления токсических эффектов. Сочетание данных факторов позволяет создавать в очаге поражения концентрацию действующего вещества, на 3—4 порядка превышающую таковую в системных препаратах.
Бессменным лидером рейтинга торговых марок противогрибковых препаратов для местного применения является оригинальный препарат тербинафина Ламизил (табл. 1). Ассортиментная линейка бренда представлена такими наружными лекарственными формами, как крем (61% розничных продаж), гель (21%) и спрей. Отметим, что многие специалисты отмечают высокую клиническую эффективность и безопасность Ламизила, что весьма важно при длительной — зачастую в течение нескольких месяцев — терапии дерматомикозов.
Среди других препаратов тербинафина в рейтинг вошли такие лекарственные средства, как Фунготербин (Нижфарм/Штада), Тербизил (Гедеон Рихтер), Экзифин (Д-р Редди’с). Как видно из представленных данных, Фунготербин активно наступает на позиции своих конкурентов. Из всего арсенала выпускаемых противогрибковых ЛС производитель делает ставку на продвижение именно этого ЛС. Следует ожидать, что к концу года положение российского тербинафина еще больше упрочится: стартовавшая в начале лета активная рекламная кампания препарата призвана привлечь дополнительное внимание целевой аудитории путем нового позиционирования бренда.
В принципе, продвижение противогрибковых препаратов всегда сопровождается массированным наступлением на потребителя посредством рекламы. С одной стороны, такая политика способствует увеличению узнаваемости торговой марки и влияет на ее продажи. С другой, — усилиями маркетологов провоцируются случаи самолечения населения антимикотиками, в том числе и за счет того, что некоторые препараты, предназначенные исключительно для лечения, в рекламе позиционировались как профилактические средства.
Таблица 1. ТОП-15 торговых марок по стоимостным объемам розничных продаж наружных противогрибковых ЛС в России, I полугодие 2007 г.




Среди производителей наружных противогрибковых препаратов несомненным лидером является корпорация Новартис (табл. 2): сразу два ее препарата уверенно возглавляют рейтинг торговых марок. На долю Экзодерила, производимого ее дженериковым подразделением Сандоз, приходится 92% розничных продаж средств на основе нафтифина.
Из отечественных производителей смогла занять нишу среди производителей местных антимикотиков и компания Фармстандарт: благодаря выпускаемому с 2004 г. препарату Термикон (тербинафин) прирост продаж превысил 100%.
За отчетный период отрицательную динамику продемонстрировала компания Янссен-Силаг. Некоторое снижение интереса к ее препаратам для наружного применения Низоралу и Дактарину можно объяснить предпочтительным назначением врачами препаратов III, а не II поколения, к которым относятся действующие вещества кетоконазол и миконазол.
Таблица 2. ТОП-15 корпораций по стоимостным объемам розничных продаж наружных противогрибковых ЛС в России, I полугодие 2007 г.




В I полугодии 2007 г. при покупке местных антимикотиков самыми популярными лекарственными формами были кремы и растворы для наружного применения (рис. 2), удобные при лечении грибковых инфекций кожи.

Источник:
pharmindex.ru по материалам ЦМИ «Фармэксперт»
15.08.2007