Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Отечественные производители хотят досыта накормить российский рынок дротаверином

26 сентября 2001, 13:43
В сентябре этого года два крупных российских производителя фармпродукции — Ирбитский ХФЗ и Тюменский ХФЗ — объявили о начале выпуска таблетированного дротаверина гидрохлорида, больше известного в России как Но-Шпа (Sanofi). Эти заводы пополнят список из 15 отечественных производителей, уже имеющих в ассортименте выпускаемой продукции этот препарат (а если смотреть по данным регистрации, то фирм, зарегистрированных как его производители — более сорока).
Понять такую любовь наших заводов к этому спазмолитику вполне можно — дротаверин занимает почетные первые места практически во всех рейтингах розничных продаж ГЛС в России. К тому же дротаверин входит в список ЖНВЛС и значит, не лишится налоговых льгот при вводе в действие «новинок» Налогового кодекса по части НДС и налога на прибыль. Позиция достаточно привлекательная, к тому же год назад «ниша» дротаверина была практически не занята отечественным сектором, и спрос на дешевый дротаверин опережал предложение. Фирмы-производители начали регистрировать собственное производство дротаверина — а поскольку привлекательность данной позиции лежала, что называется, «на поверхности», то производителей дротаверина стало вдруг много . Лидировавший в отечественном секторе «дротаверинового» рынка завод «АйСиЭн Лексредства» оказался аутсайдером в ценовой конкуренции (выпускаемый им Спазмол таб. 40 мг. №20 стоит 20 руб 35 коп против средней цены такой же упаковки 14 рублей у других отечественных производителей — а зарегистрированная государством цена на тот же Спазмол – 40 рублей). Конкуренция распространяется не только на цены предложения, но и на торговые названия: так, например фирма «Брынцалов-А» в целях большей узнаваемости своего препарата на рынке продает его под названием «Нош-Бра» .(более подробную информациию о фирмах, производящих данный препарат, и разбросе цен можно узнать на сервере www.pharmindex.ru)
К чему приводит такая ситуация? В первую очередь к снижению объема продаж этого препарата у отдельно взятого производителя (и соответственно, у работающего с ним дистрибьютора) и к вынужденной ценовой конкуренции, причем достаточно интенсивной. Может ли быть совместима борьба за минимальную себестоимость продукции (а иначе ее будет просто не продать) с борьбой за качество? Маловероятно.
Надо заметить, что такое положение в целом характерно для российского импортозамещения. Производители для составления перспективных планов производства пользуются практически одними и теми же данными, которые безусловно хороши и адекватно отражают текущую ситуацию на рынке, но о намерениях конкурентов приходится только гадать. Регистрация какого-либо препарата в Минздраве фирмой-изготовителем не служит гарантией того, что этот препарат действительно выйдет на рынок, а если и выйдет, то об объемах производства можно будет узнать только по окончании квартала (если не принимать во внимание покупку информации о конкурентах). Отсюда можно сделать следующий вывод: все участники рынка только выиграют, если программы импортозамещения будут как-то согласованы между российскими предприятиями-изготовителями. Как это может быть сделано – вопрос другой, но сложившаяся практика «стихийного» импортозамещения (исключением здесь могут служить, например, «Акрихин» и «Нижфарм», уделяющие импортозамещению много внимания) приводит в конечном итоге к потерям – и в средствах, и в качестве продукции, и в здоровье потребителей.

Дротаверин – не единственный из фаворитов российскго импортозамещения. В качестве примеров, практически полностью повторяющих ситуацию с этим препаратом, можно назвать эналаприл, ранитидин и ацикловир.


«ФАРМ-индекс», 26.09.01