Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Лондон. Фармацевтические фирмы стремятся превратить здоровых людей в пациентов, предупреждают эксперты

24 апреля 2006, 10:54
Ряд крупных фармацевтических компаний мира осуществляют практику "навязывания заболеваний" людям в стремлении увеличить свои доходы от продажи лекарств.
Об этом заявили эксперты Великобритании, США и других стран на страницах специализированного журнала "Публичная библиотека научной медицины". Его специальный выпуск, включающий 11 докладов, был приурочен к прошедшей в австралийском Ньюкастле научной конференции по данной проблеме.

Согласно публикациям, практика "навязываний заболеваний" заключается в преднамеренном распространении информации о несуществующих болезнях или чрезмерном преувеличении опасности некоторых недугов или расстройств для извлечения прибыли, отмечают эксперты. При этом фармацевтические компании "эксплуатируют у людей чувства страха перед страданиями и смертью". Такой точки зрения придерживается, в частности, лондонский участковый врач Иона Хиз. Она также пишет, что фармацевтические компании стараются в своих интересах преувеличить значение дисфункции того или иного органа, чтобы пропорционально расширить рынок сбыта лекарств. В редакционном комментарии журнала эксперт из Университета Ньюкастла Дэвид Генри и журналист Рей Мойнихен утверждают: "Неформальный альянс фармацевтических корпораций, рекламных фирм, объединений врачей и защитников прав пациентов занимается внедрением этих идей в общественное мнение и умы тех, кто определяет политику, часто используя средства массовой информации для продвижения определенных взглядов на конкретную проблему со здоровьем".

В качестве примеров неблаговидной деятельности дельцов-фармацевтов приводится, например, представление обычной застенчивости как опасного расстройства социальных функций, для устранения которого необходимо медикаментозное лечение. Для проталкивания новых лекарств широко муссируются также темы гиперактивности у детей, сексуальных дисфункций у мужчин и женщин, остеопорозы и прочие. Руководитель кафедры психосоциальной медицины Университета Уэльса Дэвид Хили, например, указал на телерекламу компании "Лилли фармасьютиклз". Она призывает людей получить информацию о причинах плохого настроения и с этой целью приглашает посетить специальный веб-сайт в Интернете, спонсором которого является та же компания. "Эта реклама фактически навязывает людям биполярные расстройства", - считает Хили. О том, как эффективно работает такой механизм воздействия, легко понять хотя бы по старому анекдоту, в котором человек, прочитавший медицинскую энциклопедию, обнаружил у себя симптомы практически всех перечисленных в ней болезней.

"Навязывание заболеваний" превращает здоровых людей в пациентов, растрачивает драгоценные ресурсы и наносит ятрогенные /обусловленные действиями медиков/ травмы. Как и маркетинговые стратегии, с помощью которых оно осуществляется, "навязывание заболеваний" представляет собой вызов для всех, кто заинтересован в поддержании общественного здоровья, и требует глобальных ответных действий, - отмечают авторы публикации. Они же считают, что лучшим средством борьбы с подобной опасной недобросовестностью некоторых фармацевтических фирм является квалифицированный врач. "Лучшей защитой, - подчеркивают эксперты, - является доктор, который знает лекарство, знает историю болезни пациента, и только он принимает решение о том, что прописать больному".

«АМИ-ТАСС», 24.04.2006