Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

«Протек» нашел способ увеличить доходы в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)

18 ноября 2005, 11:17
Крупнейший в России фармдистрибутор ЦВ «Протек» нашел способ увеличить свои доходы в рамках федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Компания запускает сеть аптек в поликлиниках, за счет чего сможет увеличить свою маржу от льготных лекарств с 12,5% до 25%.

О том, что «Протек» начал развивать сеть госпитальных ларьков «Социальные аптеки», рассказал первый заместитель гендиректора ЦВ «Протек» Виталий Смердов.
«Сейчас мы уже лицензировали и открыли в десяти субъектах федерации 100 аптечных пунктов по выдаче лекарств в рамках программы ДЛО»,— сообщил он. По словам Смердова, на открытие пунктов в поликлиниках компанию подтолкнула непростая ситуация с реализацией программы ДЛО. «Теперь, взяв рецепт у врача, льготник сможет получить лекарство по нему, не выходя из здания лечебного учреждения, не отстаивая очереди в городских аптеках»,— пояснил он.

В 2006 году количество «Социальных аптек» увеличится до 300-400, а общий объем инвестиций в сеть составит $8 млн из расчета $20 тыс. на точку.
По словам руководителя проекта новой сети Юрия Красненкова, управлять работой госпитальных аптек будет сеть «Ригла», также входящая в группу «Протек», а сами пункты будут находиться в собственности группы.

При этом Красненков подчеркнул, что в «Социальных аптеках» будут реализовываться лишь препараты по программе ДЛО, коммерческого отпуска в сети не планируется.
Эксперты говорят, что с запуском нового проекта «Протек» сможет увеличить свои доходы в рамках ДЛО. Сейчас маржа дистрибуторов и ритейла в ДЛО зафиксированы государством — 12,5% от стоимости препарата получает оптовая компания, столько же — розничная точка.
«Диверсифицируя эти два направления, „Протек” приводит свою совокупную маржу к 25%, что составляет среднюю наценку на коммерческом рынке»,— говорит руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.

Второе преимущество новой сети в том, что аптеки будут размещаться в одном здании с выписывающими рецепты врачами, отмечает гендиректор исследовательской компании DSM Group Александр Кузин. «Это будет конкурентным преимуществом для сети дистрибутора по сравнению с другими аптеками»,— уверен Кузин.

Однако гендиректор Aston Consulting Антон Артемов напоминает, что всего в России порядка 20 тыс. поликлиник: «На их фоне 400 пунктов выглядит не очень существенной цифрой». Кроме того, реализация ДЛО в стандартных аптеках занимает порядка 20% оборота аптеки, если в аптеку не приходят льготники, она выживает за счет коммерческого отпуска. «Непонятно, как будут справляться с такой ситуацией „Социальные аптеки”»,— предупреждает эксперт.
Эксперты отмечают, что новая сеть также поможет «Протеку» застраховаться от финансовых рисков, связанных с участием в ДЛО.

«В случае частичного или полного выхода дистрибутора из программы или сворачивания ДЛО в собственности „Протека” останутся все пункты в лечебных учреждениях, которые можно будет переориентировать под коммерческий отпуск, присоединив к уже имеющимся 250 аптекам „Риглы”, создав тем самым национальную аптечную сеть»,— говорит Александр Кузин.

До сих пор в России нет национальной аптечной сети, и в случае увода «Социальных аптек» в коммерческий сектор такая сеть будет создана, соглашается Давид Мелик-Гусейнов.
Но киоски в поликлиниках вряд ли станут серьезными конкурентами другим аптечным сетям в коммерческом отпуске— у них меньше ассортимент и площадь, считает начальник отдела рекламы сети «Доктор Столетов» Ольга Николаева.

На коммерческом рынке «Социальным аптекам» сложно будет привлечь клиентуру со стороны, на это потребуются инвестиции в продвижение и рекламу, соглашается Антон Артемов из Aston Consulting.

«Фармацевтический вестник», 18.11.2005