Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Рост доходов населения увеличивает спрос на импортные лекарственные средства.

17 марта 2004, 08:32
Соотношение импортных и отечественных препаратов на рынке меняется каждый год - причем далеко не в пользу наших производителей. Даже стремительное увеличение розничной стоимости европейских лекарств, вызванное увеличением курса евро, не привело к падению спроса на них. Российским компаниям все труднее выдерживать конкуренцию. Тем не менее производство сейчас считается очень привлекательным сектором фармрынка, и к нему уже приглядываются в том числе и дистрибьюторские компании.

По данным "Фармэксперта", российские производители в прошлом году снова сделали небольшой шаг назад под напором западных конкурентов. Соотношение импортных и отечественных препаратов на рынке в 2002 году составляло 71% на 29%, а в 2003 году оно изменилось до 72% на 28%. Наши заводы наращивали свои показатели постепенно - в течение всего года. В первом квартале объем их производства составил около $220 млн., во втором и третьем он держался на уровне $250 млн., а в четвертом достиг отметки в $300 млн. Но и импортеры времени даром не теряли: начав с поставок на $390 млн. в первом квартале 2003 года, они достигли рекордных показателей в $600 млн. в четвертом квартале. В конце года поставки по импорту достигли объемов октября-декабря 2001 года, когда компании стремились создать товарный запас перед отменой налоговых льгот.

"Несмотря на то что доллар становился дешевле, а европейские препараты, цены которых номинировались в евро, становились менее доступны, неэластичность спроса на медикаменты сохранила позитивную тенденцию в сегменте импорта медикаментов. Во второй половине прошлого года цены в долларах росли так же, как в прошлые годы они росли в рублевом выражении", - комментирует ситуацию Николай Демидов, исполнительный директор "Фармэксперта".

Российские производители сетуют на то, что не могут соперничать с иностранцами в вопросах рекламы и продвижения продукции. "Сейчас перед отраслью стоят глобальные задачи реконструкции производства, и на это уходят все средства. Только после перехода на стандарты GMP можно будет вплотную заняться пересмотром портфеля выпускаемых препаратов и направить все силы на их продвижение", - говорит Александр Тюляев, директор центра маркетинговых исследований "Акрихина". Кроме того, нашим производителям придется еще и серьезно заняться проблемой брендов: анальгин или цитрамон, выпускаемый десятками предприятий, рекламировать бесполезно.

Впрочем, ведущие российские компании вопросами продвижения продукции занимаются уже давно. Например, "Нижфарм" сумел улучшить показатели 2002 года на 39%, доведя объем продаж почти до $46 млн. При этом объем валовой прибыли вырос на 58%. По словам Андрея Младенцева, генерального директора компании, такого роста удалось достигнуть именно благодаря тому, что "Нижфарм" выделяет особую группу самых перспективных препаратов и активно занимается ее продвижением. В прошлом году объем продаж активно рекламируемых препаратов компании составил 60%.

Западные компании уверены, что их позиции на российском рынке еще долго будут оставаться прочными. По словам Сергея Родионова, генерального директора московского представительства польской компании Farmacia, рост доходов населения приводит к тому, что потребители стремятся покупать пусть более дорогие, но эффективные и проверенные импортные средства. То есть российские фармацевты будут проигрывать в жесткой конкурентной борьбе еще как минимум пару лет. Тем не менее производственный сектор фармрынка сейчас считается самым рентабельным. Об этом говорит интерес, который проявляют к нему крупнейшие дистрибьюторские компании. Они начинают принимать активное участие в продвижении отечественных препаратов и даже вкладывать собственные средства в этот сектор рынка.

Например, собственный фармацевтический завод в Москве собирается строить компании "СИА Интернешнл". Второй по величине российский оптовик. Первая очередь предприятия будет запущена в 2005 году. По словам Игоря Рудинского, генерального директора "СИА", объем инвестиций к этому моменту составит около $10 млн. Ассортимент нового завода составит 50-60 наименований различных лекарственных форм. Для начала "СИА" запустит в производство дженерики и только потом приступит к выпуску лицензированных препаратов под собственными марками. Именно продажа лекарств под собственными брендами считается самой прибыльной в фармбизнесе. До этого "СИА" еще довольно далеко, но Рудинский все равно полагает, что рентабельность производства сейчас на порядок выше, чем в дистрибуции, где она составляет около 5%.

Инна Коломейская, "Состоятельные граждане выбирают импортное", "Финансовые известия", 16.03.2004 09:55