Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

По оценке участников рынка, в 2003 г. объем продаж аптек г. Санкт-Петербурга составил $200 - 220 млн., в 2004 г. он может увеличиться до $250 млн.

30 января 2004, 08:42
Аптечный бизнес расцветает. И не потому, что люди стали больше болеть, а потому, что стали больше зарабатывать. Петербургские аптеки рассчитывают, что в этом году рынок продолжит расти, и расширяют ассортимент парамедицинских товаров, которые привлекают к ним новых, платежеспособных клиентов.

По оценке участников рынка, объем продаж петербургских аптек в 2003 г. составил $200 - 220 млн, а в этом году он может увеличиться до $250 млн.

На долю сетевых аптек, по разным оценкам, приходится 70 - 90% рынка. Крупными игроками являются сети "Фармакор" (22 - 25% по оборотам в денежном исчислении) , "Первая помощь" (17 - 18% ), "Бинко" (торговая марка "Для тебя и для мамы" - 10% ). Средние и мелкие сети (до 10 точек) занимают около 27%. На долю государственных аптек приходится, по разным оценкам, от 10% до 30%.

Участники рынка говорят, что аптечная торговля является одним из немногих сегментов, где петербургские показатели выше московских. По подсчетам Сергея Лукнина, коммерческого директора сети аптек "Первая помощь", в Петербурге одна аптека приходится на 5000 человек, а в Москве - на 10 000 - 15 000 человек. Это обстоятельство он называет основной причиной отсутствия на питерском рынке московских игроков.

По словам Лукнина, при благоприятном развитии событий темпы роста в этом году могут достигнуть 20 - 25% , однако это во многом будет зависеть от того, как потребители распределят свои расходы.

По данным исследовательской компании "КОМКОН-СПб", расходы петербуржцев на медикаменты и лечение в апреле - августе 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. сократились с 4,9% до 4,4%.

Расходы на медикаменты и лечение являются пятой по величине статьей расходов петербургских семей после продуктов питания, одежды-обуви, коммунальных расходов и отдыха - развлечения - туризма.

"Во многом темпы роста аптечного сектора тормозит влияние различных программ кредитования", - говорит Лукнин. По его словам, потребители покупают недвижимость, автомобили и технику в кредит, а когда приходит время отдавать деньги, урезают другие расходы, в том числе и на предметы ежедневного спроса, к которым относятся аптечные товары.

Коммерческий директор фармацевтической компании "Фармсинтез" Родион Колесников считает, что развитие программ кредитования и перераспределение затрат населения на потребительские товары мало влияют на продажи медикаментов - если человек болен, он в любом случае будет покупать лекарства. "В 2003 г. объем продаж в кредит рос довольно бурно, однако и продажи аптек также росли", - говорит Колесников.

По словам Алексея Шаскольского, руководителя группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства, среди потребителей здоровье становится все более доминантной ценностью. Благоприятными для развития аптечного бизнеса условиями он называет старение населения и рост благосостояния.

По данным Госкомстата, средний доход на душу населения в России составил около 5100 руб. , а реальный рост доходов за последний год - около 14%.

По данным "КОМКОН-СПб", с апреля по август 2003 г. доля населения с доходом 3001 - 4000 руб. в месяц на члена семьи выросла с 14,5% до 18,9% по сравнению с тем же периодом 2002 г. , лиц с доходами 4001 - 5000 руб. - с 9,2% до 11,9%. Динамичнее всего росла доля людей с доходами выше 9000 руб. - с 3,6% до 8,5%.

По словам Шаскольского, средний чек в некоторых аптеках сопоставим со средним чеком продовольственного магазина. При этом товар в аптеке гораздо мельче, а соответственно, торговой площади нужно в три раза меньше, чем продуктовому магазину. "Это делает аптеки довольно доходным бизнесом", - говорит он.

Колесников отмечает, что аптеки пересматривают подход к потребителю. В 1998 г. около 90% оборота петербургских аптек составляли медикаменты и только около 10% - предметы личной гигиены и косметические товары. С тех пор доля последних выросла до 50%. "В некоторых сетях это соотношение доходит даже до 60% в пользу парамедицинских товаров", - говорит он.

Илья Милевич, гендиректор сети "Фармакор", говорит, что формат аптек меняется стремительно. В прошлом году "Фармакор" получил участок под строительство в Московском районе. До сих пор аптеки располагались преимущественно во встроенных помещениях, однако, по словам Милевича, в интересующих компанию районах не хватает свободных площадей.

Милевич говорит, что в компании пока не выбрали, в каком формате будет работать новая аптека. "Может быть, есть смысл в качестве пилотного проекта совместить ее с ветеринарным отделом или сделать из нее аптечный супермаркет", - говорит он.

В целом "Фармакор" не планирует радикальных изменений вроде открытой выкладки, которая удорожает товар из-за необходимости вводить постоянную охрану и закупать специальное оборудование. А вот "Первая помощь", по словам Лукнина, постепенно рассчитывает сменить формат, открыв в этом году 10 аптек с открытой выкладкой.

По словам Колесникова, подобный формат широко распространен в США, где аптека, как правило, представляет собой отдельно стоящее здание с открытой выкладкой товара и специальным отделом для продажи лекарств по рецептам.

"У петербургских сетей пока вряд ли хватит ресурсов на строительство отдельно стоящих зданий под аптечные супермаркеты, однако таким путем, скорее всего, пойдут москвичи, выход которых на питерский рынок рано или поздно состоится", - полагает он.

Андрей Мусатов, "Аптеки богатеют вместе с клиентами", Ведомости - Санкт-Петербург, 29.01.2004