Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Выход на рынок нового лекарства от импотенции – сиалиса – спровоцировал рекламный скандал в рунете.

20 августа 2003, 14:40
Выход на рынок нового лекарства от импотенции – сиалиса – сразу же спровоцировал рекламный скандал. В интернете появилась реклама от противного: "Сиалис. Виагра – вчерашний день!". Некорректную рекламу разместила система торговли лекарственными препаратами "Симплекс", которой теперь угрожает судебное преследование.

Первые оральные таблетки для лечения эректильной дисфункции (или, как ее называют чаще, импотенции) под названием виагра, представленные компанией Pfizer, стали доступны жертвам недуга в сентябре 1998 года. Наблюдая успех виагры, крупнейшие фармконцерны мира разработали свои препараты, схожие с ней по механизму воздействия. Bayer и GlaxoSmithKline представили препарат варденафил (Vardenafil, на российском рынке препарат называется левитра). Одновременно Eli Lilly & Co. и ICOS Corp. объявили о создании сиалиса (Cialis). Оба препарата появились на российском рынке летом этого года.

Реклама сиалиса, размещенная на популярном сайте apteka.ru, является нарушением сразу двух пунктов закона о рекламе. Во-первых, рекламировать рецептурные препараты, к которым относится и новое лекарство для лечения эректильной дисфункции, можно только в печатных СМИ (а интернет к печатным СМИ не относят), предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Во-вторых, слоган "Виагра – вчерашний день!" является некорректным по отношению к прямому конкуренту – производителю виагры, компании Pfizer. К тому же оба препарата сходны по биологическому механизму действия – и виагра, и сиалис относятся к классу химических веществ, известных как ингибиторы фосфодиэстеразы пятого типа (PDE 5). "Очевидно, что препараты химически близки, относятся к одной группе, имеют одинаковый принцип действия",– говорит врач-уролог Научного лечебно-диагностического центр РГМУ Сергей Савельев.

В российском представительстве Pfizer рекламу сиалиса назвали безобразием. "Нам известно об активности Eli Lilly по продвижению препарата сиалис. И сейчас мы решаем, как мы будем действовать в связи с этим,"– заявил директор по развитию бизнеса российского представительства Pfizer Александр Шибаев.

Однако, как выяснилось, производитель сиалиса, компания Eli Lilly, к скандальной рекламе отношения не имеет. "Мы не размещали ни в интернете, ни в других СМИ ничего подобного,– заявила менеджер российского представительства Eli Lilly Елена Архангельская.– Это недобросовестные действия продавцов, которые пытаются таким образом увеличить продажи сиалиса".

"Недобросовестным продавцом" оказалась система лекарственного обеспечения (СЛО) "Симплекс", в которой корреспонденту Ъ заявили, что изготовили и разместили рекламу сиалиса со скандальным слоганом по собственной инициативе.

СЛО "Симплекс" создана на базе аптеки "Симплекс" и является управляющей компанией ряда московских аптек. Кроме того, СЛО является владельцем двух фармацевтических сайтов и занимается торговлей лекарствами через интернет.

"Для меня это рекламный слоган, который позволяет выгодно продавать этот препарат,– прямо заявил замгендиректора "Симплекса" Александр Вандышев.– Это как витрина – провизор рекомендует. Никто нам рекламу сиалиса не заказывал – это работа и мнение исключительно моих редакторов, на иностранные компании мы никогда не работаем. Pfizer же перестала заниматься своими продуктами, что не устраивает наши отделы маркетинга. Пусть подают заявления куда хотят – нам все равно".

В Eli Lilly инициативой продавцов не слишком довольны и тоже намерены принять меры. "Чем больше препарат известен, тем больше желающих на нем заработать, в том числе и с применением незаконных методов,– говорит менеджер представительства Eli Lilly Ольга Катруха.– Пока это единичные случаи, но если явление примет массовый характер, нам придется думать, как с ним бороться".

Однако, по мнению экспертов, хотя факт нарушения закона о рекламе налицо, привлечь к ответственности виновных крайне сложно. "В данном случае рекламодатель и распространитель выступают в одном лице, так что понятно, кого наказывать,– говорит юрист КонфОП Светлана Завидова.– Однако практика показывает, что в интернете такие нарушения закона о рекламе – явление очень распространенное. И пресечь их крайне сложно".

Екатерина Любавина, Константин Воронцов, "Импотентов ввели в заблуждение", газета "КоммерсантЪ", № 147 (2750) от 19.08.2003

Примечание pharmindex.ru
По сообщению сайта provizor.ru (имеющего непосредственное отношение к СЛО "Симплекс" и сайту apteka.ru), руководитель СЛО "Симплекс" А.Вандышев заявил о том, что журналисты ИД "Коммерсантъ" в своей публикации исказили факты, изложенные в виде интервью с ни. Кроме того, считает г-н Вандышев, публикация его слов в таком контексте наносит ему как предпринимателю моральный ущерб. Руководитель СЛО "Симплекс" намерен решать эти вопросы с "Ъ" "в публично-правовом порядке" - что, вероятно, может означать подачу судебного иска на "КоммерсантЪ".