Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Финансирование медицинского обслуживания неработающего населения почти полностью перекладывается на плечи работодателей.

14 апреля 2003, 09:03
Проблем в системе обязательного медицинского страхования много. И главная "узкая часть" системы - хронический дефицит ее финансирования. Основные причины нехватки средств - неполная уплата взносов в территориальные фонды субъектами федерации, низкий уровень заложенных в бюджет государственных средств на здравоохранение в целом, неэффективное распределение средств ОМС и несоответствие действующего законодательства существующим рыночным отношениям в России. Свои взгляды на реформу системы и недостатки законопроекта изложил "Финансовым Известиям" генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев.

В нашей стране отсутствует механизм контроля за ответственностью субъектов федерации по уплате взносов на ОМС. Именно поэтому выходит так, что тяжесть финансирования медицинского обслуживания неработающего населения почти полностью перекладывается на плечи работодателей.

В результате, несмотря на то, что платежи работодателей превышают стоимость базовой программы для работающих граждан, низкий уровень и качество предоставления медицинских услуг коснулись как неработающих, так и работающих граждан.

О необходимости реформирования системы ОМС говорится давно, однако активная работа началась только в 2002 г. В конце апреля прошлого года была создана экспертная группа по разработке законопроектов по ОМС под руководством первого замминистра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева, в состав которой вошли представители всех трех сторон социального партнерства: работодатели, профсоюзы и правительство. Результатом ее работы стала концепция модернизации системы ОМС и проект закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ", который в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве. Но увы, ни законопроект, ни концепция не были предварительно рассмотрены на заседании российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, причем в нарушение действующего законодательства.

Участвуя в работе над законопроектом, работодатели ставили перед собой задачу обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС на основе перехода к страховому принципу предоставления медицинских услуг. С ее учетом работодателями была выработана позиция по вопросу реформирования ОМС, которая включает следующие положения: система охватывает все население РФ; в обязательном медстрахе страхователями работающих граждан являются работодатели, а неработающих - субъекты федерации; страховые взносы устанавливаются на базе страховых тарифов, определяемых при помощи актуарных расчетов; в качестве страховщиков выступают страховые организации различных форм собственности; вводится взаимодополняемость добровольного и обязательного медицинского страхования.

По мнению специалистов КСОРР, законопроект в целом является шагом вперед по укреплению финансовой стабильности системы ОМС в России. В документе четко определены права и обязанности всех субъектов ОМС, предпринята попытка по установлению ответственности субъектов федерации за страхование неработающего населения. Важным моментом является расширение участия в системе страховых компаний и медицинских учреждений различных форм собственности, что должно обеспечить конкуренцию на рынке страховых услуг и способствовать повышению качественного уровня медицинского обслуживания. Немаловажно и нововведение о том, что работающие граждане будут иметь право отказаться от обязательного медицинского страхования. Для этого они могут перейти в систему негосударственного медицинского страхования, объем медуслуг в которой должен быть не ниже базовой программы ОМС. В этом случае страхователю, заключившему такой договор, выплачивается денежная компенсация за счет средств, предназначенных на ОМС.

Вместе с тем, по мнению работодателей, обсуждаемый законопроект нуждается в дополнительной доработке. Основным его недостатком является то, что ряд положений препятствует реализации страховых принципов. Так, механизм финансирования системы ОМС предполагает уплату работодателями страховых взносов на ОМС работающего населения в виде налога на фонд оплаты труда.

Законопроект предполагает выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС, в том числе и в части ОМС неработающего населения, за счет средств налогообложения фонда оплаты труда. По сути это закрепляет за работодателями обязанность финансировать ОМС неработающего населения. Так, по данным Минэкономразвития, прогнозируется ежегодный рост превышения платежей работодателей над расходами на базовую программу ОМС (в 2003 г. он составит 29%, в 2004 г. - 33%, а в 2006 г. - 40%).

Вышеизложенные позиции свидетельствуют о том, что в рассматриваемом правительством законопроекте не реализован переход к реальному страхованию, при этом ответственность за финансирование как работающего, так, частично, и неработающего населения возлагается на работодателей.

Подводя итог всему сказанному, считаем, что законопроект "Об обязательном медицинском страховании" нуждается в дальнейшей концептуальной и технологической доработке. Итогом совместной законотворческой работы социальных партнеров должен стать закон, который обеспечит создание функционирующей на основе страховых принципов системы медицинского страхования, гарантирующей качественное медицинское обслуживание застрахованного населения. Находящийся в правительстве документ в его нынешней редакции пока не может в полной мере гарантировать устойчивость и эффективность системы ОМС.

Финансовые известия, "Двойной налог", 10.04.2003