Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Интервью с гендиректором АО "Нижфарм" А. Младенцевым, в котором он высказал свое мнение об идее Минпромнауки об объединении фармацевтических НИИ в производственно-научную компанию.

28 октября 2002, 09:05
- Мое отношение складывается из двух соображений. Первое - государство владеет всеми структурами, которые войдут в будущую компанию, и поэтому вправе предпринимать в отношении них любые действия. Второе - основным мотивом должна быть только целесообразность объединения.

Если бы я занимался этим проектом, то прежде всего ориентировался бы на требования фармацевтического рынка. Какими бы перспективными ни были разработки НИИ, они должны быть востребованы рынком. Ни для кого не секрет, что многие действительно высокотехнологичные разработки российских институтов переоцениваются разработчиками с точки зрения перспектив продаж. Иными словами, главное в будущем объединении - не новое оборудование, не перспективные продукты и не правильное распределение финансовых потоков, а только планируемое место его продукции на рынке.

- Насколько поможет будущей компании существование у нее полноценного R&D-департамента? Ведь сейчас ни одна фармацевтическая компания страны не может себе этого позволить.

- Даже на мировом рынке разработка оригинальных препаратов становится все дороже, и у отдельных НИИ просто не хватает ресурсов, и не только финансовых. Однако объединение в единую структуру научных учреждений - очень сложное занятие. Если рассматривать крупные слияния на фармрынке последних лет, то ни одно из них нельзя назвать однозначно успешным. И главная проблема, проблема совместимости идеологий, как и при создании мультинациональных компаний, в случае с НИИ будет определяющей. Даже в случае быстрого слияния первый год для единой структуры будет однозначно убыточным - год-два точно уйдут просто на притирку сливающихся структур. В целом объединение может иметь реальные рыночные перспективы в течение будущих пяти лет.

Еще одна проблема, которая лежит на поверхности - степень централизации управления в R&D-подразделении. Жесткая централизация разработок вызовет проблемы: до 90% работы научные площадки должны делать самостоятельно и лишь 10% - координировать.

- Получится ли у новой компании за счет серьезной научной базы и уже сделанных разработок удешевить вывод на рынок оригинальных препаратов?

- Сейчас разработка нового оригинального препарата для мирового рынка стоит порядка $350 млн. Подобные масштабы никакая российская компания в обозримом будущем не осилит. Но если я правильно понимаю, будущая компания будет делать препараты для российского рынка, и это явно дешевле.

Российские разработки, учитывающие ментальность потребителя, вполне могут иметь успех, даже если в исследования не вложены сотни миллионов. Есть продукты, которые вообще, кроме России, не имеют рынка. Например, мы на "Нижфарме" выпускаем мазь "Левомеколь", в состав которой входит антибиотик. Западные компании не выпускают никаких аналогов - там в принципе не используют антибиотики местного действия, только антисептики.

Но не надо забывать еще и расходы на маркетинг и продвижение препарата, которые выше, чем инвестиции в разработку. Именно поэтому я и говорю о необходимости рыночной ориентации работы новой компании.

- Насколько экономически эффективна конкуренция российских оригинальных препаратов и дженериков российского производства?

- С одной стороны, для российских разработок есть ниши, в которых они будут конкурентоспособны. Например, на потенциально огромном рынке противозачаточных препаратов вообще нет российских аналогов, и любая оригинальная разработка будет иметь успех как импортозамещающий препарат. Выпуск качественных дженериков сейчас на порядок дешевле: разработка стоит около $250 тыс., продвижение на рынок - от $250 тыс. до $2 млн. Для оригинальных препаратов, предназначенных для российского рынка, только на исследования придется тратить от $500 тыс.

Несложно заметить, что сейчас доля препаратов российского производства на рынке сокращается именно за счет тех лекарств, в названии которых есть название активного вещества. Дротаверина гидрохлорид проигрывает но-шпе, и это объективный процесс.

- Может ли новая компания зарабатывать деньги за счет продажи собственных оригинальных разработок российским фармацевтическим фабрикам? Скажем, "Нижфарм" готов покупать препараты в допроизводственной стадии?

- Видите ли, просто хороших идей фармацевтической промышленности недостаточно. Наша практика показывает, что подготовка к производству нового препарата, то есть отработка технологии производства, наладка оборудования, обучение персонала, занимает минимум год. К тому же этот год необходимо работать в тесном сотрудничестве с разработчиком, поэтому сейчас фабрикам проще работать с отдельными НИИ. Факты покупки готовой технологии российской компанией мне не встречались. С моей точки зрения, исчезающе малое число российских производственных фармкомпаний будут готовы взять на себя такие риски. Риски велики, так как новому препарату, каким бы он ни был эффективным, место на рынке не гарантировано. В нынешней ситуации рассчитывать на продажу технологии я бы не стал.

Фармацевтический дайджест (ВПС), 24.10.2002, со ссылкой на: Беседа Д. Бутрина с А. Младенцевым, генеральным директором АО "Нижфарм", "Хороших идей промышленности недостаточно", газета "Коммерсантъ", 22.10.2002, стр. 20.