Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Рейтинги фармацевтического рынка — ноябрь 2014: производители, лекарственные средства, БАД

12 января 2015, 12:43
picСогласно данным розничного аудита DSM Group , объем коммерческого рынка ЛП в ноябре 2014 г. составил 44,7 млрд. руб. (с НДС). По сравнению с октябрем емкость рынка сократилась на 6,8%. Ноябрь, как правило, является месяцем снижения спроса на лекарства в аптеках страны по сравнению с традиционно «пиковыми» сентябрем-октябрем. Например, в прошлом году снижение емкости потребления ЛП на коммерческом рынке в ноябре составило 8,6% по сравнению с октябрем 2013 г., а годом ранее аналогичный показатель составил -6,6%.

Рост коммерческого рынка лекарств за одиннадцать месяцев 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. составил 8,7%.
В натуральных единицах измерения емкость рынка в ноябре текущего года составила 342,8 млн. упак., что 9,4% меньше, чем в октябре, и на 5,6% меньше, чем в ноябре 2013 г.

Лидеры среди производителей лекарственных препаратов


В ноябре 2014 г. на аптечном рынке России присутствовало 965 фирм-производителей лекарственных препаратов.

TOП-10 корпораций-производителей ГЛС по доле в аптечных продажах в России
(в стоимостном выражении) в ноябре 2014 г.


РейтингКомпания-производительДоля от стоимостного объема продаж, руб., %Доля от натурального объема продаж, руб., %
1 NOVARTIS 6,23% 3,11%
2 SANOFI-AVENTIS 5,18% 2,31%
3 BAYER 4,08% 1,29%
4 TAKEDA 3,43% 2,16%
5 TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES LTD2,96% 2,30%
6 BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/ 2,88% 1,89%
7 ОТИСИФАРМ ОАО 2,77% 2,76%
8 SERVIER 2,70% 0,82%
9 ABBOTT GMBH & CO.KG 2,49% 0,71%
10 GEDEON RICHTER 2,38% 1,62%


Состав Top-10 компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке ЛП, в ноябре 2014 г. по сравнению с октябрем не изменился. Более того, неизменным осталось расположение компаний-участниц в верхней части рейтинга. Улучшением своих позиций на одну строчку каждая могут «похвастаться» компании TEVA, BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/ и ABBOTT GMBH & CO.KG. Первые две из упомянутых компании пропустил вперед ОТИСИФАРМ, опустившийся в ноябре с 5—го на 7-е место.

Компания NOVARTIS в третьем осеннем месяце осталась на позиции лидера, несмотря не снижение продаж на 6,9% Доля коммерческого рынка ЛП, контролируемая компанией, составила в ноябре 2014 г. 6,23%. Примечательно, что в октябре доля лидера была аналогичной, подобная стабильность объясняется тем, что сокращение продаж данного производителя было эквивалентно снижению коммерческого рынка ЛП в целом.

Компания SANOFI-AVENTIS также отметилась в ноябре снижением продаж – «-3,5%». Подобная ситуация была обусловлена сокращением спроса на ключевой препарат компании – Эссенциале, его продажи снизились относительно уровня октября на 5,8%. Также сократились продажи Магне – на 9,8%. А объем аптечной реализации Лозапа, который также занимает весомую долю в портфеле компании, вырос на 6,1%относительно уровня октября.

Следует заметить, что все компании–участницы рейтинга производителей коммерческого рынка лекарств в третьем месяце осени 2014 г. отметились уменьшением продаж.

Минимальный среди Top-10 корпораций спад продаж был зафиксирован у компании BAYER (-2,7%). При этом по большинству ключевых препаратов производителя было зафиксировано снижение продаж более чем на 5% (объем продаж Супрадина сократился за месяц на 13,1%, а спрос на Джес упал на 11,2%), и только спрос на Терафлекс снизился на 1,5% по сравнению с предыдущим месяцем.

В третьем месяце осени компания ОТИСИФАРМ продемонстрировала наиболее существенное среди Top-10 производителей ЛП коммерческого рынка снижение продаж – «-16,5%». В ноябре на 32,3% и 17,7% сократился спрос на такие препараты компании, как Арбидол и Пенталгин.

Лекарственные препараты – лидеры продаж

TOП-20 лекарственных брендов ГЛС по стоимостному объему продаж
в России в ноябре 2014 г.


РейтингТорговое наименованиеДоля от стоимостного объема продаж, руб., %
1 ЭССЕНЦИАЛЕ 0,92%
2 АКТОВЕГИН 0,86%
3 КОНКОР 0,81%
4 АЛФЛУТОП 0,71%
5 НУРОФЕН 0,69%
6 КАГОЦЕЛ 0,67%
7 ТЕРАФЛЮ 0,63%
8 КАРДИОМАГНИЛ 0,59%
9 МЕКСИДОЛ 0,57%
10 ЛОЗАП 0,56%
11 ЛИНЕКС 0,52%
12 МИЛЬГАММА 0,52%
13 АРБИДОЛ 0,51%
14 ТЕРАФЛЕКС 0,50%
15 ИНГАВИРИН 0,50%
16 АЦЦ 0,49%
17 ЛАЗОЛВАН 0,48%
18 НАЙЗ 0,48%
19 ПЕНТАЛГИН 0,47%
20 ВОЛЬТАРЕН 0,47%


Общая доля препаратов ТОП-20 составляет 11,93% от всего коммерческого аптечного рынка ЛП, что чуть меньше, чем в октябре.

Состав рейтинга в ноябре 2014 г. немного изменился по сравнению с октябрем – рейтинг покинули 3 бренда (СТРЕПСИЛС, ТИЗИН и ВИАГРА). «Новичками» стали МИЛЬГАММА, ТЕРАФЛЕКС и ВОЛЬТАРЕН.

В ноябре 2014 г. ЭССЕНЦИАЛЕ закрепился на лидирующей позиции в ТОП-20, несмотря на сокращение продаж (на 5,8%). Продажи АКТОЕГИНА, занимающего второе место, в третьем осеннем месяце снизились на 6,5% по сравнению с предыдущим месяцем, что на фоне чуть более заметного сокращения рынка в целом привело к небольшому росту рыночной доли. Объем реализации КОНКОРА в ноябре увеличился на 2,2%, что позволило данному бренду войти в тройку лидеров рынка.

Заметим, что большинство лекарственных брендов в ноябре 2014 г. отметились сокращением продаж. Исключение, помимо КОНКОРА, составили МЕКСИДОЛ, продажи которого в последнем месяце осени выросли на 4,1%, ЛОЗАП, прибавивший к уровню продаж предыдущего месяца 6,1%, а также МИЛЬГАММА и ВОЛЬТАРЕН, объемы аптечной реализации которых увеличились на 2,1% и 1,2% соответственно.

Максимальные среди препаратов Top-20 брендов коммерческого рынка лекарств сокращения продаж наблюдались у КАГОЦЕЛ (-27,3% к уровню продаж октября), АРБИДОЛА (-32,3%), ИНГАВИРИНА (-34,1%) и ЛАЗОЛВАН (-32,6%).

Биологически активные добавки


В ноябре 2014 г. емкость российского рынка БАД уменьшилась в стоимостном выражении по сравнению с октябрем на 2,11% и составила 2,59 млрд. руб. В натуральных единицах измерения рынок напротив вырос на 2,6% и составил 25,8 млн. упак.

За одиннадцать месяцев 2014 г. коммерческий рынок БАД увеличился в рублях 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в упаковках рынок за период январь-ноябрь сократился на 4,7%.

ТОП-10 фирм-производителей БАД по объему аптечных продаж
(в стоимостном выражении) в России в ноябре 2014 г.


РейтингКомпания-производительДоля от стоимостного объема продаж, руб., %Доля от натурального объема продаж, руб., %
1 ЭВАЛАР ЗАО 14,46% 11,14%
2 РИА ПАНДА 10,37% 2,11%
3PHARMA-MED INC 5,81% 1,62%
4 BAYER 3,63% 1,17%
5SOLGAR VITAMIN AND HERB 3,36% 0,35%
6POLENS (M) SDN BHD 3,23% 0,31%
7RECORDATI S.P.A. 3,09% 1,47%
8QUEISSER PHARMA GMBH & CO.KG 2,91% 1,04%
9 ДИОД ОАО 2,16% 1,28%
10NATUR PRODUKT 2,14% 5,60%



В ноябре 2014 г. состав рейтинга производителей на аптечном рынке БАД немного изменился по сравнению с октябрем – покинула Top-10 компания FERROSAN AG, а «новичком» стал NATUR PRODUKT. Положение производителей в первой тройке рейтинга осталось неизменным, при этом рост продаж наблюдался только у компании-лидера – за месяц объем аптечной реализации БАД Эвалар увеличился на 1,3%. Доли компаний, занимающих 2-е и 3-е места в ноябре немного сократились, чему способствовало снижение продаж на 3,9% у РИА ПАНДА и 8,7% у PHARMA-MED INC.
Четыре производителя-участника рейтинга отметились в ноябре увеличением продаж. Так, помимо Эвалара приросты объемов реализации были отмечены у компаний BAYER (+17,1% к уровню продаж октября), ДИОД (+5,6%) и NATUR PRODUKT (+34,4%).

ТОП-20 торговых наименований БАД по объему аптечных продаж (в стоимостном выражении) в России в ноябре 2014 г.


РейтингТорговое наименованиеКомпания-производительДоля от стоимостного объема продаж, руб., %
1 СЕАЛЕКС ФОРТЕ РИА ПАНДА 5,42%
2 АЛИ КАПС РИА ПАНДА 3,19%
3 ФИТОЛАКС ЭВАЛАР ЗАО 2,52%
4 ТОНГКАТ АЛИ ПЛАТИНУМ POLENS (M) SDN BHD 2,11%
5 СУПРАДИН КИДС ЮНИОР BAYER 2,07%
6 ДОППЕЛЬГЕРЦ АКТИВ ОМЕГА-3 QUEISSER PHARMA GMBH & CO.KG 1,35%
7 ВИТАМИШКИ IMMUNO+ PHARMA-MED INC 1,35%
8 НОРМОБАКТ MEDANA PHARMA TERPOL GROUP S.A. 1,22%
9 ИНДИНОЛ ЭКОФАРМИНВЕСТ ООО 1,22%
10 ЛОВЕЛАС POLENS (M) SDN BHD 1,07%
11 ФЕМИБИОН НАТАЛКЕР II MERK SELBSTMEDIKATION 1,00%
12 МАКСИЛАК GENEXO SP. Z.O.O 0,96%
13 ВИТАМИШКИ MULTI+ PHARMA-MED INC 0,88%
14 ПУСТЫРНИК ФОРТЕ ЭВАЛАР ЗАО 0,86%
15 ЦИТРОСЕПТ ГРЕЙПФРУТ CINTAMANI INTERNATIONAL 0,83%
16 КАПИЛАР ДИОД ОАО 0,80%
17 СУПРАДИН КИДС МИШКИ BAYER 0,79%
18 ГЕПАТРИН ЭВАЛАР ЗАО 0,76%
19 РЕДУКСИН ЛАЙТ ПОЛЯРИС ООО 0,75%
20 ЛИНЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ LEK D.D. 0,73%


Перечень торговых наименований БАД, вошедших по итогам ноября 2014 г. в Top-20, не сильно изменился по сравнению с октябрем. Покинули рейтинг БАД ОКУВАЙТ ЛЮТЕИН ФОРТЕ и ФЕМИБИОН НАТАЛКЕР I, «новичками» стали ПУСТЫРНИК ФОРТЕ и ГЕПАТРИН.

Состав и расположение марок в первой пятерке торговых наименований БАД в ноябре 2014 г. изменилось несущественно – ВИТАМИШКИ IMMUNO+ опустились на 7-е место, чему способствовало сокращение продаж на 28,3%. СУПРАДИН КИДС ЮНИОР, поднявшийся на пятую строчку, отметился ростом продаж (на 28,7% относительно уровня октября). Рыночная доля лидера рейтинга БАД торгового наименования СЕАЛЕКС ФОРТЕ немного снизилась по сравнению с октябрем, в виду того, продажи этого БАД сократились существеннее, чем рынок в целом (объем реализации СЕАЛЕКС ФОРТЕ снизился за месяц на 6,2%, тогда как коммерческий рынок БАД уменьшился на 2,1%). В тройке лидеров по итогам третьего месяца осени 2014 г. закрепился препарат ФИТОЛАКС, этому способствовал рост спроса на этот БАД на 7,3%.

Самые существенные сокращения продаж в ноябре 2014 г были зафиксированы у БАД МАКСИЛАК (-19,8%), ВИТАМИШКИ MULTI+ (-18,8%) и ЛИНЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ (-18,9%).

Что касается «растущих» торговых наименований БАД, то довольно заметные приросты продаж, помимо СУПРАДИН КИДС ЮНИОР, наблюдались у БАД следующих наименований: НОРМОБАКТ (+14,5% к уровню продаж октября), ПУСТЫРНИК ФОРТЕ (+31,2%), КАПИЛАР (+14,1%), ГЕПАТРИН (+12,0%) и др.
Представленность компании Эвалар в рейтинге в ноябре 2014 г. была максимальной – три бренда в Top-20 принадлежат этому производителю.

Публикация подготовлена по материалам аналитической компании DSM Group (www.dsm.ru)
Полный текст аналитического обзора (данные за ноябрь 2014 г.) – формат PDF


Источник: Pharmindex.ru