Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Рейтинги фармацевтического рынка России: октябрь 2014

26 декабря 2014, 15:38
Согласно данным розничного аудита DSM Group , объем коммерческого рынка ГЛС в октябре 2014 г. составил 48 млрд. руб. (с НДС). По сравнению с октябрем емкость рынка увеличилась на 3,9%. Во втором месяце осени рынок как правило немного увеличивается относительно бурно растущего сентября. Например, в прошлом году увеличение емкости потребления ГЛС на коммерческом рынке в октябре составило 4,2% по сравнению с сентябрем 2013 г., а годом ранее аналогичный показатель составил +8,8%. Октябрь текущего года в плане прироста потребления лекарств был вполне «обычным».

Рост коммерческого рынка лекарств за десять месяцев 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. составил 8,4%.
В натуральных единицах измерения емкость рынка в октябре текущего года составила 378,5 млн. упак., что 0,3% больше, чем в сентябре, и на 4,2% меньше, чем в октябре 2013 г.

Лидеры среди производителей лекарственных препаратов


В октябре 2014 г. на аптечном рынке России присутствовало 968 фирм-производителей лекарственных препаратов.

TOП-10 корпораций-производителей ГЛС по доле в аптечных продажах в России
(в стоимостном выражении) в октябре 2014 г.


РейтингКомпания-производительДоля от стоимостного объема продаж, руб., %Доля от натурального объема продаж, уп., %
1 NOVARTIS 6,23%3,07%
2 SANOFI-AVENTIS 5,00%2,21%
3 BAYER 3,91%1,18%
4 TAKEDA 3,34%2,06%
5 ОТИСИФАРМ ОАО 3,09%2,89%
6 TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES LTD 2,91%2,28%
7 BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/2,86%1,93%
8 SERVIER 2,63%0,79%
9 GEDEON RICHTER 2,30%1,52%
10 ABBOTT GMBH & CO.KG 2,30%0,63%


Состав Top-10 компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке ГЛС, в октябре 2014 г. по сравнению с сентябрем не изменился. Более того, неизменным осталось расположение компаний-участниц рейтинга.
Компания NOVARTIS во втором осеннем месяце осталась на позиции лидера, несмотря не снижение продаж на 4,03% Доля коммерческого рынка ГЛС, контролируемая компанией, составила в октябре 2014 г. 6,23%. Сокращение продаж в целом по компании было обусловлено прежде всего уменьшением продаж одного из ключевых брендов - Терафлю , объем аптечной реализации которого за месяц снизился на 15%. В то же время по ряду ключевых лекарственных брендов компании отмечалось увеличение спроса – так, объем реализации Линекса вырос на 5,9%.

Компания SANOFI-AVENTIS также «отметилась» в октябре снижением продаж – «-3,5%». Подобная ситуация была обусловлена сокращением спроса на ключевой препарат компании – Эссенциале , его продажи снизились относительно уровня сентября на 15%. Одновременно с этим, продажи других «заметных» брендов компании выросли. Например, Лозап прибавил 6% к уровню продаж предыдущего месяца, а Магне 1,5%.
Ряд компаний–участниц рейтинга производителей коммерческого рынка лекарств во втором месяце осени 2014 г. отметились увеличение продаж.
Максимальный среди Top-10 корпораций прирост продаж был зафиксирован у компании SERVIER (+10,4%). «Драйверами роста» этого производителя выступили такие препараты, как Эреспал и Престариум А , спрос на которые в аптеках страны увеличился за месяц на 28,3 и 10,7% соответственно.
Во втором месяце осени компания ABBOTT GMBH & CO.KG продемонстрировала рост продаж на 8,9%. В октябре на 12,9% и 7,8% увеличился спрос на такие препараты компании, как Гептрал и Дюфастон .

Лекарственные препараты – лидеры продаж

TOП-20 лекарственных брендов ГЛС по стоимостному объему продаж
в России в октябре 2014 г.


РейтингБрендДоля от стоимостного объема продаж, руб., %
1 ЭССЕНЦИАЛЕ 0,91%
2 КАГОЦЕЛ 0,86%
3 АКТОВЕГИН 0,85%
4 КОНКОР 0,74%
5 АЛФЛУТОП 0,71%
6 ИНГАВИРИН 0,70%
7 АРБИДОЛ 0,70%
8 НУРОФЕН 0,69%
9 ЛАЗОЛВАН 0,66%
10 ЛИНЕКС 0,60%
11 ТЕРАФЛЮ 0,59%
12 АЦЦ 0,56%
13 КАРДИОМАГНИЛ 0,55%
14 ПЕНТАЛГИН 0,53%
15 МЕКСИДОЛ 0,51%
16 СТРЕПСИЛС 0,50%
17 НАЙЗ 0,50%
18 ЛОЗАП 0,49%
19 ЦИКЛОФЕРОН 0,49%
20 ТИЗИН 0,49%


Общая доля препаратов ТОП-20 составляет 12,65% от всего коммерческого аптечного рынка ГЛС, что чуть меньше, чем в сентябре нынешнего года.

Состав рейтинга в октябре 2014 г. немного изменился по сравнению с сентябрем – рейтинг покинули 3 бренда ( ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ , АНАФЕРОН и ТЕРАФЛЕКС ). «Новичками» стали АЦЦ , МЕКСИДОЛ и ЦИКЛОФЕРОН .
В октябре 2014 г. ЭССЕНЦИАЛЕ вернул себе лидерство в ТОП-20, несмотря на сокращение продаж (на 15%). Продажи «сентябрьского» лидера – КАГОЦЕЛА , во втором осеннем месяце упали на 28,4% по сравнению с предыдущим месяцем, что привело к заметному снижению рыночной доли. Объем реализации АКТОВЕГИНА в октябре увеличились на 29,1%, что позволило данному бренду войти со тройку лидеров рынка.
Максимальные среди препаратов Top-20 брендов коммерческого рынка лекарств приросты продаж наблюдались, помимо уже упомянутого АКТОВЕГИНА , у АЛФЛУТОПА (+24,5% к уровню продаж сентября), ЛАЗОЛВАНА (+23,5%), АЦЦ (+39,7%) и др.
Наиболее заметные снижения продаж были зафиксированы по следующим лекарственным брендам: ИНГАВИРИН (-17,9%), АРБИДОЛ (-10,7%), ТЕРАФЛЮ (-35,4%) и т.д.


Биологически активные добавки


В октябре 2014 года в аптечных учреждениях России продавалось 3 691 торговое наименование БАД, которые представляют 665 производителей.
В октябре 2014 г. емкость российского рынка БАД увеличилась в стоимостном выражении по сравнению с сентябрем на 7,07% и составила 2,6 млрд. руб. В натуральных единицах измерения рынок сократился на 3,1% и составил 25,1 млн. упак.


ТОП-10 фирм-производителей БАД по объему аптечных продаж
(в стоимостном выражении) в России в октябре 2014 г.


РейтингФирма-производительДоля от стоимостного объема продаж, руб., %Доля от натурального объема продаж, уп., %
1 ЭВАЛАР ЗАО 14,02%11,35%
2 РИА ПАНДА 10,56%2,24%
3 PHARMA-MED INC 6,16%1,85%
4 BAYER 4,21%1,45%
5 SOLGAR VITAMIN AND HERB 3,50%0,39%
6RECORDATI S.P.A.3,29%1,68%
7POLENS (M) SDN BHD3,21%0,33%
8 QUEISSER PHARMA GMBH & CO.KG 2,85%1,07%
9 FERROSAN AG 2,25%0,61%
10 ДИОД ОАО 2,01%1,25%



В октябре 2014 г. состав рейтинга производителей на аптечном рынке БАД немного не изменился по сравнению. Несущественными были и изменения расположения компаний-участниц – компании SOLGAR VITAMIN AND HERB и RECORDATI S.P.A. благодаря росту продаж (на 15,4% и 16,2% соответственно) поднялись на одну позицию каждая, заняв в итоге 5-е и 6-е места. Скромное относительно остальных участников рейтинга увеличение продаж (на 1,0%) БАД компании POLENS (M) SDN BHD в октябре способствовало потере двух строчек.
Все без исключения производители-участники рейтинга отметились в октябре увеличением продаж. При этом максимальные приросты объемов реализации были отмечены у компаний PHARMA-MED INC (-20,0% к уровню продаж сентября), QUEISSER PHARMA GMBH & CO.KG (+19,5%) и FERROSAN AG (+22,5%).


ТОП-20 торговых наименований БАД по объему аптечных продаж
(в стоимостном выражении) в России в октябре 2014 г.


РейтингТорговое наименованиеПроизводительДоля от стоимостного объема продаж, руб., %
1 СЕАЛЕКС ФОРТЕ РИА ПАНДА5,66%
2 АЛИ КАПС РИА ПАНДА3,27%
3 СУПРАДИН КИДС ЮНИОР BAYER2,71%
4 ФИТОЛАКС ЭВАЛАР ЗАО2,30%
5 ТОНГКАТ АЛИ ПЛАТИНУМ POLENS (M) SDN BHD2,17%
6 ВИТАМИШКИ IMMUNO+ PHARMA-MED INC1,84%
7 ДОППЕЛЬГЕРЦ АКТИВ ОМЕГА-3 QUEISSER PHARMA GMBH & CO.KG1,28%
8 МАКСИЛАК GENEXO SP. Z.O.O1,17%
9 ИНДИНОЛ ЭКОФАРМИНВЕСТ ООО1,09%
10 ВИТАМИШКИ MULTI+ PHARMA-MED INC1,06%
11 НОРМОБАКТ MEDANA PHARMA TERPOL GROUP S.A.1,04%
12 ФЕМИБИОН НАТАЛКЕР II MERK SELBSTMEDIKATION0,98%
13 ЛОВЕЛАС POLENS (M) SDN BHD0,96%
14 ЛИНЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ LEK D.D.0,88%
15 ЦИТРОСЕПТ ГРЕЙПФРУТ CINTAMANI INTERNATIONAL0,88%
16 СУПРАДИН КИДС МИШКИ BAYER0,81%
17 РЕДУКСИН ЛАЙТ ПОЛЯРИС ООО0,73%
18 ФЕМИБИОН НАТАЛКЕР I MERK SELBSTMEDIKATION0,72%
19 ОКУВАЙТ ЛЮТЕИН DR. MANN PHARMA0,70%
20 КАПИЛАР ДИОД ОАО0,69%


Перечень торговых наименований БАД, вошедших по итогам октября 2014 г. в Top-20, не сильно изменился по сравнению с сентябрем. Покинули рейтинг БАД СУПРАДИН КИДС МИШКИ , СУПРАДИН ФРУТОМИКС и РЕДУКСИН ЛАЙТ УСИЛЕННАЯ ФОРМУЛА , «новичками» стали ФЕМИБИОН НАТАЛКЕР I , ОКУВАЙТ ЛЮТЕИН и КАПИЛАР .
Состав и расположение марок в первой пятерке торговых наименований БАД в октябре 2014 г. изменилось несущественно – ТОНГКАТ АЛИ ПЛАТИНУМ опустился на 5-е место, чему способствовало сокращение продаж на 3,8%. ФИТОЛАКС , поднявшийся на четвертую строчку, отметился ростом продаж (на 6,0% относительно уровня сентября). Рыночная доля лидера рейтинга БАД торгового наименования СЕАЛЕКС ФОРТЕ немного выросла по сравнению с сентябрем, в виду того, что рост рынка немного отстал от роста продаж этого БАД (объем реализации СЕАЛЕКС ФОРТЕ увеличился за месяц на 8,3%, тогда как коммерческий рынок БАД вырос на 7,07%). В тройку лидеров по итогам второго месяца осени 2014 г. закрепился препарат СУПРАДИН КИДС ЮНИОР , этому способствовал рост спроса на этот БАД на 9,5%.
По итогам октября 2014 г. большая часть БАД из Top-20 торговых наименований отметилась ростом аптечных продаж.
Сокращения продаж в октябре 2014 г были зафиксированы только у ТОНГКАТ АЛИ ПЛАТИНУМ (-3,8%) и РЕДУКСИН ЛАЙТ (-3,4%).
Что касается «растущих» торговых наименований БАД, то довольно заметные приросты продаж наблюдались у БАД следующих наименований: ДОППЕЛЬГЕРЦ АКТИВ ОМЕГА-3 (+35,5% к уровню продаж сентября), КАПИЛАР (+28,5%), МАКСИЛАК (+28,6%), ВИТАМИШКИ MULTI+ (+25,3%) и др.
Представленность компании Эвалар в рейтинге в октябре 2014 г. вновь не была максимальной – по два бренда в рейтинге были к компаний РИА ПАНДА, POLENS (M) SDN BHD, PHARMA-MED INC, MERK и BAYER .


Публикация подготовлена по материалам аналитической компании DSM Group (www.dsm.ru)
Текст аналитического обзора рынка (данные за октябрь 2014 г.) – формат PDF

Источник: Pharmindex.ru