Российский Фармацевтический Портал ФАРМИНДЕКС.РФ
Новости на портале ФАРМ-индекс. Фармация, медицина: факты, события, комментарии

Галина Бабинцева : без государственной поддержки российская фармпромышленность останется на "игле" импорта

9 сентября 2009, 16:54
Член Президиума Всероссийского Общественного Совета медицинской промышленности по Северо-Западному Федеральному округу Бабинцева Галина Ивановна рассказала о консолидации усилий промышленных предприятий отрасли, федеральных органов власти, Союза ассоциаций медицинской промышленности и научного сообщества с целью создания конкурентоспособной медицинской промышленности, способной удовлетворить потребности страны в лекарственных средствах и медицинских изделиях.


Галина Ивановна, какая на данный момент сложилась ситуация с обеспечением лекарственных средств и мед.изделий на российском фармацевтическом и медицинском рынках, в связи с финансовым кризисом?

Финансовый кризис наглядно и болезненно продемонстрировал явную зависимость лекарственного обеспечения, снабжение больниц и всего медицинского рынка в целом от импортных поставок. К примеру, в прошлом году по импорту было закуплено лекарств на 280 млрд. рублей, а медицинских изделий – на 54 млрд. рублей. Колебания курсов иностранных валют приводят к скачкообразным увеличениям цен на рынке, что в свою очередь вызывает социальную напряженность. Кроме того, в условиях ограниченного бюджета становится невозможным обеспечить потребности страны в лекарствах и медицинских изделиях в нужных объемах.

И что, как Вы думаете, необходимо предпринять для изменения данной проблемы?

На сегодняшний день, меры, принимаемые для поддержки фарм. отрасли, в условиях экономического кризиса – недостаточны. Необходим комплекс дополнительных мероприятий для устойчивого обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения медицинской продукцией отечественного производства. А увеличение оборота российских лекарств в сегменте бюджетного рынка невозможно без государственной поддержки – как на уровне преференций в закупках, так и информационной работы. Учитывая многообразие и специфику взаимных интересов государства и бизнес-структур, целесообразно сегментировать государственную политику по вопросам развития государственно-частного партнерства в направлении развития здравоохранения.
В мае 2008 года, в Москве, состоялся 2 съезд руководителей предприятий медицинской промышленности, где был сформулирован проект с предложениями и планом мероприятий “Стратегии развития мед.промышленности РФ на 2009-2020 годы”, где основным является “Закон о лекарственных средствах”. Стратегия предусматривает, что к 2020 г., доля продукции отечественного производства в общем объеме внутреннего рынка составит не менее 50% в стоимостном выражении, при этом не менее 80% будет носить инновационный характер. В марте 2009 года, проект был представлен Минпромторгом РФ, дополнен, обсужден и утвержден совместным заседанием комиссии по индустрии здоровья РСПП и Президиумом ВРОС МП, где был дополнен и утвержден. НО, к сожалению, на сегодняшний день, проект так и не приобрел статус официального документа! Без утверждения стратегии и плана мероприятий НЕВОЗМОЖНО двигаться дальше и переходить к инновационному пути развития.

Какие же основные мероприятия проводятся правительством по преодолению последствий финансово-экономического кризиса?

Комплекс мер антикризисной поддержки, оказанной правительством различным отраслям экономики, носит беспрецедентный характер.
Президент РФ Д.Медведев выразил уверенность в способности российских предприятий поднять на принципиально новый уровень отечественную медицинскую промышленность. «От уровня развития медицинской техники зависит эффективность российского здравоохранения», - подчеркнул Дмитрий Медведев. При этом президент отметил, что и с импортными препаратами необходимо разбираться самым внимательным образом, потому что одно дело, когда их стоимость меняется пропорционально инфляции, а другое дело, когда происходит неконтролируемый рост цены на лекарства и она увеличивается в несколько раз. В связи с этим особое внимание было предложено уделить работе по максимально возможному замещению импортных лекарств качественными российскими аналогами. «Мы по максимуму должны освоить линейку лекарств, которые производятся на основе российских препаратов», – заявил Президент.
5 декабря 2008 года выходит приказ №427 Минэкономразвития "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для гос. или муниципальных нужд". Данный приказ реально ни чем не помог, т.к. регионы провели конкурсы и заключили договора поставки на год еще в ноябре 2008 года.
30 декабря 2008 года Президентом РФ дано поручение об оказании срочных мер по поддержке фармацевтической отрасли. Минрегионразвития поставлена задача определить потенциал регионов.
Также, согласно протоколу №9 от 10 марта 2009г., на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под председательством И.И.Шувалова, принято решение: «В срок до 01.06.09. представить предложения Зам.Председателя Правительства РФ И.И. Сечину для рассмотрения на Совете по развитию фарм. и мед. промышленности». И опять же, соответствующие материалы и документы, в указанные сроки, не были представлены!
По указу Президента РФ уже создана Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики по 5 приоритетным направлениям, одно из которых – область здравоохранения под руководством министра промышленности и торговли В.Б.Христенко.
17 августа 2009 года состоялось заседание рабочей группы по развитию медицинской промышленности под руководством В.Б. Христенко.

Каково же развитие нашей собственной российской фармацевтической и медицинской промышленности?

Сегодняшняя ситуация, несмотря на все проблемы, является как ни странно наиболее благоприятной для развития отечественного фарм. и мед. промышленности. Кризис дает шанс нашим производителям расширить ассортимент лекарств, предложить населению многие аналоги зарубежных препаратов по доступным ценам. В Санкт-Петербурге например, на сегодняшний день, мотивация производителей очень высока, есть необходимые мощности и кадры, для воспроизводства лекарств для лечения социально-значимых заболеваний. Потенциал города огромен, о чем свидетельствуют Проекты по инновациям, благодаря которым, в ближайшее время выпустится более 50 современных субстанций и лек.средств для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, бронхиальной астмы, туберкулеза, а также выпуск орфатных лекарственных препаратов, предназначенных для лечения редких заболеваний. В совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности входит губернатор Матвиенко В.И., которая отмечает: “Что сегодня перед городом стоит важная задача преодоления зависимости от поставок лекарственных средств из-за рубежа”. И действительно, только благодаря данным проектам, отрасль получит новый импульс в развитии фарм.отрасли, и мы сможет гордиться своей медицинской промышленностью. Ведь именно высокие технологии принесут в город столь необходимые налоги. Так, к примеру, в маленькой Дании, 25% налогов в казну дает именно фармацевтическая промышленность.

Кого из российских компаний, можно назвать, сильнейшим и главным производителем в отечественном фарм. бизнесе, который выпускает широкий ассортимент продукции, а также продвигает собственные оригинальные препараты и бренд-дженерики?

Сегодня, на фармацевтическом рынке Санкт-Петербурга, можно выделить две молодые и динамично развивающиеся производственные компании. Это ЗАО "Активный Компонент" и ЗАО "Вертекс", производственные мощности которых располагаются в Санкт-Петербурге. Именно, у этих двух компаний хорошо продуманный план действий на время мирового экономического кризиса, а стратегия построена таким образом, чтобы во время подъема – предприятие зарабатывало прибыль, а во время спада – увеличивало долю рынка.
Завод "Активный компонент" основан в 2002 году группой специалистов в области фармацевтики. С 2006 года деятельность предприятия сконцентрирована на следующих направлениях: промышленное производство дженериковых активных фармацевтических субстанций (АФС) широкой номенклатуры; разработка и производство оригинальных АФС по индивидуальным заказам разработчиков и производственных компаний. За последние 3 года работы, компания зарегистрировала и производит 26 высокотехнологичных субстанции для производства жизненноважных ЛС, аналогов которых в России нет.
Российская производственная фармацевтическая компания "Вертекс" — молодая, современная и быстрорастущая компания. Одним из основных показателей работы является то, что всего за 3 года компания стала главным российским фармацевтическим производителем лекарственных и косметических средств. И не останавливается на достигнутом, продолжая развиваться и стремиться к постоянному совершенствованию, осуществляя поиск новых идей и разрабатывая уникальные лекарственные препараты. На сегодняшний день ассортиментный портфель компании включает в себя более 50 наименований лекарственных препаратов и лечебной косметики по пяти основным терапевтическим направлениям: кардиология, дерматология, гинекология, стоматология и терапия, а производство включает в себя три основных направления: производство мягких лекарственных форм; производство твердых дозированных лекарственных форм; производство нестерильных растворов.
Также, фармпромышленность города лидирует по производству оригинальных препаратов. 57 оригинальных препаратов производится на берегах Невы, на таких предприятиях как, ФГУП “ОЧБ” ФМБА, НТПП “Полисан”, ООО “Герофарм”, ЗАО “Фармсинтез” и др.

Импортозамещение, является для России, единственным путем увеличения доли продукции российского производства на внутреннем рынке?

Да весь мир производит дженерики! И единственный способ для нас, в условиях кризиса – это создание условий для импортозамещения в лекарственном обеспечении, т.е. включение в Медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи препаратов российского производства и проведение работы с лечебно-профилактическими учреждениями Санкт-Петербурга по вопросам импортозамещения. Итогом этой работы – увеличение доли отечественных препаратов в закупках для государственных нужд.

Получается, что любой импортный препарат вполне может стать отечественным?

Да, так как многие патенты на оригинальные лекарственные средства подошли к концу срока действия, по некоторым данным – до 80% существующих патентов на оригинальные разработки, поэтому именно сейчас наиболее своевременным будет запуск воспроизводства дженериков на российских фарм.предприятиях.
Необходимо наладить выпуск дженериков на территории страны и организовать мониторинг соблюдения дистрибьюторами и аптечными организациями установленных торговых надбавок на лекарственные средства, чтобы данные препараты были доступны по цене для нашего населения.

А что этому мешает сейчас?

Во-первых, низкая капитализация фарм.производителей (т.к. 90% фарм.отрасли представлено малыми, средними и одиночными предприятиями) не дает возможность осуществиться этим планам. Без помощи государства данные проекты останутся не осуществленными. Во-вторых, бюрократические барьеры, связанные с различием в регистрации отечественных и зарубежных препаратов и мед.изделий. В-третьих, основная номенклатура, которая не воспроизведена на сегодняшний день, не имеет коммерческого рынка, а используется только бюджетами (как федеральными, так и региональными), а потому должна быть воспроизведена с государственной поддержкой и гарантией. К примеру, стоимость 1 инновационного препарата обходится российскому производителю от 25 до 70 млн.рублей, в то время как зарубежные фирмы тратят в 10-15 раз больше (т.е. «все включено»). Производство высокотехнологичных лекарственных инновационных препаратов – это сегмент высочайших рисков со стороны производителя. Экономика – это замкнутая система: если у кого-то прибыло, значит, у кого-то должно убыть. Не единичны случаи, когда «черный» пиар со стороны зарубежных фирм заранее дискредитирует продукцию отечественных фармпроизводителей.
Бизнес давно стоит на старте, и если бы проекты, готовые еще в октябре 2008 года были реализованы до конца 2009, то к 2010 году многие инновационные препараты были бы уже выпущены, а значит и бюджет был бы сэкономлен.
При условии государственных гарантий и поддержки, фарм.промышленность сможет к 2011-2012гг. выпустить еще около 50 новых субстанций, а общий товарооборот, с учетом экспорта, может составить 50 млрд.рублей, к 2014 году – 100 млрд. рублей.
Необходимо срочно запустить инноватику и усилить работу на внутреннем рынке, что даст возможность заработать, как минимум трём, другим смежным отраслям. Эта установка на переход к расширению производства отечественных препаратов должна быть сохранена. Наши фармацевтические заводы вполне способны производить многие лекарства, которые соответствуют международным стандартам. Ведь если вспомнить историю, в годы блокады на фармацевтических предприятиях Ленинграда выпускалось более 200 наименований лек.средств, 10 новых препаратов были разработаны в эти тяжелейшие годы. В послевоенное время, в 14 раз увеличился объем выпуска продукции на фарм.заводах “Октябрь” и “Фармакон”. В 5 раз увеличилась производительность труда, фармпромышленность города на протяжении десятилетий советского периода лидировала по выпуску субстанций и занимала 2-е место в мире по развитию биотехнологий, в 30 стран мира экспортировалась продукция нашего города.
Мы должны чтить память и историю своей страны. И поэтому, цели и приоритеты государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности должны быть таковы, чтобы многократно приумножать достижения старшего поколения.

Власти намерены покончить с доминированием импортных лекарств на российском рынке. К каким последствиям для отечественных фармацевтических компаний, потребителей и самого государства это может привести?

Засилье импорта в программах лекарственного обеспечения чревато самыми серьезными проблемами. Во-первых, покупать импортные лекарства становится все накладнее. По мнению экспертов, средняя стоимость упаковки, за последние три года, на бюджетном рынке выросла раз в девять быстрее, чем на розничном коммерческом рынке. Сегодня ослабление рубля создает дополнительные угрозы для выполнения гособязательств по программам лекарственного обеспечения. Ситуация усугубляется тем, что финансовые возможности государства не беспредельны и, если возникнет дефицит бюджета программ лекарственного обеспечения, найти дополнительные средства будет сложно. Если пустить все на самотек, прогнозируют аналитики рынка, число рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание, может вырасти в несколько раз. А это уже очень серьезная социальная проблема. Во-вторых, доходы государства от продажи одной импортной упаковки лекарственных средств примерно в два раза ниже, чем от продажи отечественной.
Импортозамещение — наиболее очевидный и быстрый ответ на эти угрозы. По оценкам экспертов, замещение импортных лекарственных средств в программах госзакупок более дешевыми российскими аналогами может уменьшить расходы государства на закупку лекарств на 30 и более процентов. Кроме того, увеличив свою долю в госзакупках, российские фармацевтические компании получат “гарантированный рынок сбыта”, что в условиях кризиса является приоритетным, и поможет компаниям выстоять и создать предпосылки для развития на качественно новой основе.
Уверена, что Президент и правительство РФ сделают все возможное для фармотрасли, чтобы достойно подойти к трем знаменательным датам:
- 65-летию Победы в Великой Отчественной войне, в 2010 году;
- 70-летию снятия вражеской блокады, в январе 2014 года;
- 300-летию фармпромышленности города, соданной еще по Указу Петра Великого 11 февраля 1714 года.


Ольга Виноградова,
pharmindex.ru
09.09.2009