ЦЕНОВЫЕ ДИАПАЗОНЫ В РОЗНИЧНОМ ТОВАРООБОРОТЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ПАРАФАРМАЦИИ:

С-ПЕТЕРБУРГ, ОКТЯБРЬ 1999 – МАРТ 2000

Подготовлено информационно-аналитическим отделом “ФАРМ-индекса”

 

Для формирования ассортимента аптекам и фирмам-дистрибьюторам важна любая информация, имеющая отношение к потребительскому спросу на медикаменты и товары медицинского назначения. На какие покупки в аптеках — дешевые, дорогие или “средние” — тратят больше денег наши клиенты? Ответ на этот вопрос может дать анализ так называемых “ценовых ниш” сложившейся в нашем городе структуры потребления товаров “аптечного” ассортимента. В рамках данной публикации мы рассмотрим общую характеристику сложившейся структуры ценовых диапазонов, зависимость ее от величины товарооборота и влияние сезонности спроса.

При анализе товарооборота аптечных предприятий статистически были выделены 12 диапазонов цен от самых дешевых до самых дорогих. В анализ включалась вся закупаемая продукция, в том числе парафармацевтические товары, пищевые добавки и товары медицинского назначения (то есть все то, что продается в аптеках). При расчете использовались два показателя, характеризующие долю того или иного ценового диапазона в товарообороте: общая стоимость товара, принадлежащего к диапазону, и количество единиц (упаковок, штук и т.д.) — стоимостноое и “натуральное” выражения. В расчет принимались розничные цены товара.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА

Ценовой диапазон

Стоимостное выражение (доля в объеме продаж)

“Натуральное” выражение (упаковки)

1-5 руб

7,63%

53,21%

5-10 руб

9,60%

19,40%

10-15 руб

5,88%

7,04%

15-30 руб

13,72%

9,54%

30-50 руб

13,18%

5,13%

50-75 руб

9,07%

2,21%

75-100 руб

6,28%

1,09%

100-150 руб

9,30%

1,14%

150-250 руб

9,98%

0,80%

250-500 руб

7,18%

0,32%

500-1000 руб

4,30%

0,09%

1000- руб

3,87%

0,04%

Как видно из приведенных данных, максимальную долю в объеме продаж занимают товары в ценовом диапазоне от 15 до 50 рублей (в сумме около 27%). Обращают на себя внимание явно видимые “провалы” для диапазонов 5-10 рублей и 75-100 рублей, причем выраженные как в денежной, так и в натуральной доле от общего объема. В целом же препараты стоимостью до 100 рублей занимают 65% от общей стоимости и более 97% от общего количества упаковок.

В графической форме данные представлены на диаграммах.

 

ЦЕНОВЫЕ ДИАПАЗОНЫ И ВЕЛИЧИНА ТОВАРООБОРОТА

Зависит ли описанная выше структура от общей суммы закупаемых товаров? Для ответа на этот вопрос аптечные учреждения были разбиты на три категории в зависимости от общего (среднемесячного за рассматриваемый период времени) товарооборота: 1 категория — от 150 до 250 тыс.руб/месяц, 2 категория — от 350 до 650 тыс.руб/месяц, 3 категория — от 800 тыс.руб/месяц и выше.

цен.диапазон

150-250 т.р

350-650 т.р

от 800 т.р

стоимость

Упаковки

стоимость

упаковки

стоимость

упаковки

1-5 руб

10,76%

56,03%

9,36%

55,96%

5,65%

48,83%

5-10 руб

13,07%

19,84%

11,00%

18,80%

7,79%

19,95%

10-15 руб

7,92%

7,14%

6,56%

6.75%

4,90%

7,32%

15-30 руб

16,38%

8,82%

15,06%

8,99%

12,17%

10,50%

30-50 руб

15,46%

4,50%

15,00%

4,94%

11,41%

5,64%

50-75 руб

8,82%

1,63%

8,96%

1,86%

9,22%

2,83%

75-100 руб

6,15%

0,81%

6,69%

0,99%

6,06%

1,33%

100-150 руб

6,77%

0,63%

8,10%

0,85%

10,76%

1,66%

150-250 руб

6,70%

0,41%

8,63%

0,59%

11,74%

1,20%

250-500 руб

4,32%

0,14%

5,11%

0,19%

9,26%

0,53%

500-1000 руб

1,81%

0,03%

3,23%

0,06%

5,63%

0,15%

1000- руб

1,84%

0,01%

2,28%

0,02%

5,42%

0,07%

Как видно из приведенных в таблице данных, разница в структуре ценовых диапазонов есть, и довольно значительная. Чем больше общая величина товарооборота, тем больше товаров “дорогих” категорий в процентном отношении здесь реализуется. В торговых организациях с большим товарооборотом хорошо заметно “смещение” соотношения в сторону ценовой ниши 100-250 руб ( в сумме их доля примерно соответствует наиболее “популярному” диапазону 15-50 руб). Однако в целом соотношение долей различных цновых диапазонов остается сходным. Что касается упаковок, то здесь в целом различия соответствуют описанным выше. Наиболее наглядно зависимость структуры ценовых ниш от товарооборота представлена на диаграмме.

 

ЦЕНОВЫЕ ДИАПАЗОНЫ И СЕЗОННОСТЬ

Влияет ли сезонность на структуру ценовых диапазонов? Ведь существуют препараты “сезонного” спроса, например, всем участникам фармрынка известны такие слова как “летний” и “зимний” ассортимент, а также “гриппозный спрос” и прочие прочно вошедшие в лексикон работников секторов дистрибьюции и розничных продаж выражения. В таблице ниже представлена структура диапазонов по месяцам, с октября 1999 года по март 2000 г (в стоимостном выражении)

цен.диапазон

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

1-5 руб

8,33%

7,68%

7,89%

7,89%

6,55%

6,50%

5-10 руб

10,21%

9,83%

9,70%

9,29%

9,22%

8,55%

10-15 руб

5,99%

5,39%

5,70%

6,78%

5,48%

4,85%

15-30 руб

13,89%

12,57%

13,04%

15,37%

13,54%

12,09%

30-50 руб

12,30%

12,86%

12,61%

14,03%

13,76%

13,04%

50-75 руб

8,99%

9,01%

9,45%

9,12%

8,78%

8,41%

75-100 руб

6,43%

6,29%

5,96%

6,25%

6,48%

6,23%

100-150 руб

9,39%

9,23%

9,29%

8,69%

9,95%

9,18%

150-250 руб

10,72%

11,14%

9,01%

8,98%

10,32%

10,37%

250-500 руб

6,61%

6,97%

7,31%

7,24%

7,60%

8,61%

500-1000 руб

3,43%

4,65%

5,23%

3,87%

4,20%

5,70%

1000- руб

3,70%

4,39%

4,80%

2,51%

4,12%

6,46%

Как видно из представленных в таблице данных, каких-то явно сезонных отклонений в структуре ценовых диапазонов не обнаруживается. Но можно видеть другую тенденцию, а именно постепенное снижение (не резкое, но весьма последовательное) доли наиболее дешевых медикаментов и других товаров. Это можно объяснить скорее всего постепенным ростом цен, который происходил и в 4-м квартале прошлого, и в 1-м квартале нынешнего года. Дешевые медикаменты постепенно переходят в другие, более высокие, ценовые диапазоны при достаточно стабильном спросе на них. Было бы весьма интересно проследить изменение структуры ценовых ниш на те препараты, цены на которые регулируются государством, но тема изучения динамики “зарегистрированных” цен и объемов продаж на “фиксированные” медикаменты заслуживает отдельного обзора.

 

ЦЕНОВЫЕ ДИАПАЗОНЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДИСТРИБЬЮТОРОВ

В качестве дополнительной информации рассмотрим сложившуюся у ведущих фарм-дистрибьюторов С-Петербурга структуру ценовых диапазонов в предложениях, т.е. прайс-листах. Поскольку к объемам продаж анализ прайс-листов имеет весьма отдаленное отношение, то рассматривать эти данные в тесном сопоставлении с приведеной выше информацией по товарообороту розничных учреждений не следует. Однако, такой анализ дает основания делать выводы о тех или иных “ценовых предпочтениях” дистрибьюторов, а исходя из того, что все фирмы, приведенные ниже, наиболее успешны на рынке медикаментов в СПб — эти “ценовые предпочтения” сложились в соответствии с ценовой политикой фирмы на рынке. Прайс-листы для анализа взяты на вторую половину марта 2000, цены для условий оплаты по факту. В расчет принимались оптовые цены предложения, указанные в прайс-листах.

А. Дистрибьюторы со значительным преобладанием предложений по товарам зарубежного производства

Ценовой диапазон

ПРОТЕК-3

ФАРМ-ТАМДА77

ХИТОН

СИА Инт.

Шрея Корп.

Инвакорп Фарма

Интерлизинг

1-5 руб

6,00%

8,81%

9,09%

7,99%

7,73%

7,66%

9,80%

5-10 руб

7,26%

11,55%

10,23%

10,00%

10,09%

9,05%

11,53%

10-15 руб

7,05%

7,87%

9,45%

8,07%

7,24%

7,29%

9,80%

15-30 руб

12,00%

12,31%

14,72%

16,79%

14,70%

15,54%

16,62%

30-50 руб

15,05%

13,57%

12,71%

14,19%

14,10%

15,52%

18,06%

50-75 руб

12,74%

10,39%

10,59%

10,56%

11,46%

11,37%

10,37%

75-100 руб

8,79%

7,22%

7,02%

7,38%

8,23%

8,23%

7,97%

100-150 руб

11,37%

9,42%

7,90%

8,01%

11,19%

8,10%

5,76%

150-250 руб

8,21%

6,93%

7,13%

7,35%

7,41%

7,04%

4,90%

250-500 руб

6,84%

6,03%

4,80%

5,86%

4,94%

4,71%

2,88%

500-1000 руб

3,16%

3,07%

2,94%

2,23%

2,08%

3,14%

1,83%

1000- руб

1,53%

2,85%

3,41%

1,57%

0,82%

2,26%

0,48%

Б. Дистрибьюторы с преобладанием предложений по товарам отечественного производства (или примерно равным соотношением продукции отечественных и зарубежных производителей)

Ценовой диапазон

Фарос

Фармакор

Кови-фарм

Аконит

Генезис

Цитомед

1-5 руб

25,18%

6,98%

11,39%

21.41%

15,48%

17,83%

5-10 руб

28,24%

20,94%

8,89%

24,37%

14,52%

14,86%

10-15 руб

12.77%

20,74%

7,02%

19,93%

9,35%

10,86%

15-30 руб

17,45%

16,84%

11,23%

18,22%

17,20%

16,09%

30-50 руб

7,19%

9,65%

13,73%

8,54%

13,98%

13,93%

50-75 руб

2,34%

6,57%

13,57%

3,42%

9,46%

8,71%

75-100 руб

2,70%

5,95%

10,14%

0,91%

6,99%

6,86%

100-150 руб

1,80%

4,31%

8,11%

2,05%

5,91%

5,02%

150-250 руб

1,62%

3,70%

7,33%

0,80%

3,87%

3,59%

250-500 руб

0,72%

2,67%

4,84%

0,23%

1,94%

1,23%

500-1000 руб

0,00%

1,03%

2,81%

0,11%

0,97%

0,72%

1000- руб

0,00%

0,62%

0,94%

0,00%

0,32%

0,31%

Как видно из приведенных в таблицах данных, “ценовые предпочтения” ведущих дистрибьюторов, специализирующихся на поставках в аптечные учреждения максимально широкого ассортимента товаров, оказались весьма сходны по структуре с долями ценовых диапазонов в структуре товарооборота предприятий розничной торговли. Напрямую эти данные сопоставлять нельзя, поскольку в одном случае речь идет о товарообороте, в другом — об анализе структуры прайс-листа, да и цены берутся разные (оптовые и розничные, с соответствующей разницей). Но и случайностью назвать это тоже сложно. С соответствующей поправкой на различия в оптовых и розничных ценах можно примерно выделить те ценовые ниши, в рамках которых строится ассортимент национальных дистрибьюторов, определяющих, по большому счету, ценовую политику на лекарственном рынке.