Татьяна Зайченко: Знания специалиста это дополнительный доход предприятия


"Фармацевтическая ассоциация Санкт - Петербурга и Северо - Запада" существует с 1994 года и уже успешно зарекомендовала себя на фарм рынке нашего города. С 2004 года организована "Санкт-Петербургская профессиональная ассоциация фармацевтических работников". О том как и зачем создаются профессиональные сообщества мы узнаем от Татьяны Зайченко - бессменного руководителя и идейного вдохновителя организаций.


- Татьяна Васильевна, что предшествовало созданию "Фармацевтической ассоциации Санкт - Петербурга и Северо - Запада"? Чем Вы занимались до этого проекта?

- Созданию данной ассоциации предшествовала моя работа в различных организациях, связанных с фармацией. В самом начале я работала в аптеке, затем - в контрольно-аналитической лаборатории - заместителем заведующего лаборатории. Потом перешла в аптечное управление - начальником организационного отдела, затем стала заместителем начальника аптечного управления. Следующий шаг - генеральный директор объединения "Фармация", затем - председатель Комитета по фармации мэрии г. Санкт - Петербурга. В 1994 году Комитет по фармации был расформирован и фармацией стал заниматься Комитет по здравоохранению. Но в эту структуру я уже не пошла. А в начале 1994 года, еще будучи председателем Комитета по фармации мы, вместе с коллегами, организовали Фармацевтическую ассоциацию Санкт - Петербурга и Северо - Запада, где я стала Председателем, пересев из черной "Волги" с персональным водителем на лавочку в садике. Про садик - это не образное выражение, а реальность 90-х годов! В подобной ситуации оказались многие. У Ассоциации не было абсолютно ничего - ни помещения, ни имущества, ни денег, ни имени. И первые документы по Ассоциации я действительно подписывала на лавочке в садике или в метро. Я с большой благодарностью вспоминаю тот момент, когда бывший директор фармацевтического колледжа Матвеева Алла Максимовна предложила арендовать в колледже помещение - это был наш первый офис.

Нелегкое начало истории компенсируется тем, что наша Ассоциация существует уже 13 лет и за эти годы в ее члены принято 392 юридических лица - аптеки, оптовые фирмы, предприятия - производители, аптечные сети и так далее. Это независимая ассоциация, ее члены все равны, она не лоббирует чьи - то персональные интересы.

- Какими были цели создания данной организации?

- Основные цель - защита имущественных интересов членов Ассоциации и консолидация участников фармацевтического рынка.

- Какие действия принимаются для их реализации?

- Мы обращаемся во все инстанции, которые только существуют и могут способствовать положительному решению возникающих проблем. Это и аренда, и НДС, и акцизы, и налоги, и так далее, и тому подобное. И нам практически всегда удавалось добиваться положительного решения.

- По какому принципу Вы принимаете в ассоциацию фармацевтические организации?

- На основе добровольного желания организации и ее согласия с нашим уставом. К нам приходят те, кто понимает, что сложные вопросы вместе решать легче.

- Насколько нужны подобные организации?

- На мой взгляд, для цивилизованного функционирования фармацевтической отрасли без них не обойтись. Общественные объединения существуют во всем мире. И нам, как никакой другой стране, они также необходимы. На сегодня в нашей отрасли решены далеко не все проблемы. Впереди аукционы, новый порядок лицензирования, изменения в льготном отпуске лекарств и т.д. Так что Ассоциации без работы не останутся.

- На Ваш взгляд, каким должен быть идеальный руководитель и насколько Вы ему соответствуете?

- Идеальный руководитель, на мой взгляд, - это лидер, умеющий видеть перспективу предприятия, обладающий хорошей интуицией и сочетать требовательность и доброжелательность к сотрудникам. Людей, которые тебя окружают, нужно понимать и уважать. Я стремлюсь поддерживать достаточно жесткую дисциплину, но всегда иду навстречу людям в жизненных ситуациях. Но, к сожалению, много рабочего времени уходит на бумаги, а не на человеческое общение. К числу своих достоинств как руководителя, я могу отнести умение находить выход из трудных ситуаций (по крайней мере, это пока удавалось). Мне кажется, что удается правильно определить, что нужно в данный момент членам ассоциации и немного работать на опережение.

Кроме того, по знаку зодиака я - Дева. У Дев, как известно, работа всегда стоит на первом месте. Это плюс для работы и минус для личной жизни. Только от работы, находясь в гуще событий, я получаю настоящее удовольствие. Мне более характерен мужской тип руководства: быстро принимаю решения, четко им следую, не люблю сплетен. Но до идеала очень далеко. Как-то, фотографируя меня на документ, фотограф сказал:

"Сделайте лицо попроще!" Думаю, что он ухватил мою суть - что я слишком серьезная, видимо, действительно, надо быть проще.

- Дома Вы также руководитель?

- Нет. Я с удовольствием подчиняюсь, но при условии, что я согласна с тем, какие решения принимаются (смеется).

- Татьяна Васильевна, какие тенденции фармацевтического бизнеса Вы бы выделили?

- Очевидный факт - глобализация процессов. Активно увеличиваются сети, отмирают единичные аптеки, появляются новые форматы аптек - аптеки открытой выкладки, расширяется ассортимент аптек за счет косметических товаров и парафармацевтики. Безусловно, на рынке должны быть представлены и те и другие формы, и только время определит, какая форма более предпочтительна. У нас пока не сформирована концепция российской аптеки. Мы заимствуем варианты у других стран, а что приживется у нас - покажет будущее. Но лично я остаюсь приверженцем традиционной аптеки. Мне кажется, что люди приходят в аптеку и в парфюмерный магазин с разным настроением. Покупка флакона валокордина или французских духов - разные вещи. И учитывать это мы обязаны. Существует аптечная деонтология, и следовать ей необходимо. Отношение к посетителям аптеки должно быть иное, чем к покупателям в магазине - здесь важно понимание, участие, сострадание, желание помочь и терпение.

- Как Вы относитесь к тому, что ряд безрецептурных препаратов планируют отнести к рецептурным?

- Очень положительно. То, что должно продаваться по рецепту, должно продаваться только по рецепту. У нас есть явное несоответствие в данном вопросе. К слову, на последней конференции " ФармМедОбращение" в Москве обсуждалась проблема высокого уровня инфекционных заболеваний в нашей стране. Особенно плохо обстоят дела с туберкулезом и инфекциями, передаваемыми половым путем. Одна из причин такой ситуации самолечение антибиотиками по любому поводу (насморк, кашель, фурункулы и т.д.) Как следствие, возникли такие формы микроорганизмов, которые не восприимчивы даже к антибиотикам последнего поколения, что крайне осложняет лечение серьезных заболеваний. Безусловно, в этой ситуации виноваты не только аптеки, нарушающие правила отпуска препаратов. Сама жизнь заставляет людей лечиться "на ходу" из-за боязни потерять работу и не имея возможности попасть к врачу. Но перечень безрецептурных препаратов может быть не только уменьшен, но и увеличен. Ряд препаратов из рецептурных могут быть перенесены в безрецептурные. Этим надо заниматься.

- Известно, что в Санкт - Петербурге существует еще одна Ассоциация. Расскажите о ней.

- Ровно 3 года назад - 15 ноября 2004 мы создали "Санкт-Петербургскую профессиональную ассоциацию фармацевтических работников" (ПАФР), в которую принимаются только профессионалы: провизоры и фармацевты. Мы почувствовали необходимость создания такой организации, которая бы защищала не только бизнес, но и саму профессию, специалистов, которые в ней работают. Собственники в большинстве своем не специалисты, они по-своему понимают многие вещи: они пришли делать бизнес. Но фармацевтический бизнес имеет свою выраженную специфику, которую необходимо учитывать, равно как и интересы специалистов данной отрасли

Я уверена, что у этой ассоциации большой потенциал. Есть закон, который был принят в 1993 году, там есть 62 статья, в которой указывается, что профессиональная ассоциация должна проводить проверочные испытания специалистов. С 1993 года и по сей день не издан исполнительный документ в развитие этого закона, который бы позволил профессиональной ассоциации это делать. Но сейчас такой документ должен появиться. И тогда, я думаю, специалисты будут активнее вступать в Ассоциацию. Для членов Ассоциации мы проводим семинары по новым лекарственным средствам, нормативным документам. У каждого специалиста есть зачетная книжка, в которой мы отмечаем посещение наших семинаров. И мы надеемся, что эта зачетная книжка станет основой для бальной системы, которая вводится Болонской конвенцией.

- Расскажите о ней подробнее.

- Наша страна подписала Болонскую конвенцию и с этого года все учебные заведения страны приступили к ее реализации. Она предполагает двухуровневое образование для всех специалистов - бакалавриат и магистратура. И она же требует от специалиста системности в повышении его профессиональных знаний. Все часы, которые отмечаются в зачетной книжке специалиста, могут быть потом пересчитаны в баллы. Затем, учебное заведение, исходя из количества набранных баллов, может предложить специалисту ту или иную программу повышения знаний.

Собственник тоже должен быть заинтересован в том, что бы специалист повышал свои знания. Его знания - это дополнительный доход в кассу предприятия. При той нехватке кадров, которая имеет место быть, оплата членских взносов за специалиста из средств предприятия может стать для специалиста дополнительным стимулом трудоустроиться в определенную компанию.

- Каким Вам видится будущее этих ассоциаций?

Я уверена, что будут востребованы обе Ассоциации. Они взаимно дополняют друг друга и все, что они делают, направлено на создание цивилизованного фармацевтического рынка в нашем городе. И скоро не быть членом этих Ассоциаций будет просто неприлично! (смеется)

Беседовала Виктория ЧУАДЗЕ