Государственное регулирование качества фармацевтической продукции

Туманов Константин Михайлович: генеральный директор ООО "МКС ФАРМ", к.э.н.

* Продолжение цикла статей, посвященных конкурентоспособности фармацевтических предприятий и инновационным конкурентным преимуществам. Начало - в предыдущих выпусках "ФАРМ-индекса".

Государственное регулирование качества фармацевтической продукции относится к основным условиям, определяющим функционирование фармацевтической отрасли.

В Российской Федерации государственное регулирование качества фармацевтической продукции базируется на контрольно-разрешительной системе (КРС), включающей комплекс мероприятий по обеспечению качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, биологически-активных добавок, лечебно-профилактических средств, косметических и стоматологических товаров. КРС была создана совместным решением Коллегии и бюро Ученого совета Минздравмедпрома России в соответ-ствии с Приказом Минздравмедпрома России от 28.06.93 № 149 "О создании контрольно-разрешительной системы обеспечения качества лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения" и Прика-зом Минздравмедпрома России 02.09.93 №211 "О совершенствовании кон-трольно-разрешительной системы контроля качества лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения".

Основной целью КРС является защита потребителей от негативных последствий применения лекарственных средств (ЛС), связанных с недостаточной изученностью на этапе разрешения и внедрения в практику лекарственных средств, выпуском и ввозом в страну недоброкачественной продукции, нарушениями условий хранения и реализации. Соответственно созданная контрольно-разрешительная система должна обеспечивать неразрывность этапов изучения, экспертизы, стандартизации, контроля производства и качества, сертификации лекарственных средств, начиная от лабораторных образцов до серийной продукции.

КРС действует на федеральном, межрегиональном, территориальном и производственном уровнях (рис. 1) и базируется на следующих основных направления: экспертиза и регистрация ЛС; стандартизация и метрология; сертификация лекарственных средств; контроль качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.

Особенностью системы обеспечения качества лекарственных средств является то, что ее основе лежит государственная регистрация новых отечественных и зарубежных лекарственных средств, включая экспертизу предоставленных документов, организацию доклинических и клинических испытаний, анализ и оценку их результатов. Важнейшие параметры качества лекарственных средств фиксируются на этапе регистрации и в дальнейшем должны под-держиваться на этапе серийного производства и реализации.

В этой связи повышение эффективности системы обеспечения качества лекарственных средств может быть ориентировано на ужесточение требований к качественным параметрам, как при регистрации лекарственных средств, так и при лицензировании предприятий производителей, поставщиков и продавцов лекарственных средств. Так, в соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительством РФ N 489 от 1 июля 2002 г. к лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится обеспечение стандартов качества лекарственных средств при их хранении, реализации и изготовлении.

В соответствии с ФЗ "О лекарственных средствах" утверждены новые правила регистрации лекарственных средств N 01/29-14 от 01.12.1998, которые устанавливают единые унифицированные требования по регистрации отечественных и зарубежных ЛС, порядок и сроки ее проведения. По этим правилам государственной регистрации подлежат:

1. новые ЛС;
2. новые комбинации зарегистрированных ранее ЛС;
3. ЛС, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ;
4. воспроизведенные ЛС.

Регистрационное досье на вышеназванные ЛС поступает в Инспекцию государственного контроля лекарственных средств и медтехники МЗ РФ и в дальнейшем передается в Фармакологический и Фармакопейные комитеты, где проводится оценка безопасности и эффективности применения лекарственных средств, в том числе по результатам клинических испытаний препара-та или исследований на биоэквивалентность. Следует заметить, что основные требования к разработке, доклиническим и клиническим исследованиям лекарственных средств определены в Законе РФ "О лекарственных средствах" (глава IX).

Рисунок 1. Контрольно-разрешительная система



Официальное регистрационное удостоверение оформляется Бюро по регистрации лекарственных средств на основании решений Фармакологического и Фармакопейных государственных комитетов и передает его предприятию изготовителю. Зарегистрированное лекарственное средство вносится в Государственный реестр лекарственных средств. Срок действия регистрационного удостоверения - 5 лет с возможной последующей перерегистрацией.

Проведенный анализ нормативно-правовых документов и отечественной практики обеспечения качества лекарственных средств показывает недостаточную их гармонизацию с международным законодательством в данной области. Так, в большинстве стран-экспортеров лекарственных средств при проведении доклинических испытаний руководствуются документом "Качественная лабораторная практика" (GLP), а при клинических испытаниях - документом "Качественная клиническая практика" (Good Clinical Practice- GCP). Кроме того, в рамках Международной конференции по сближению требова-ний к регистрации лекарственных средств (ICH) разработано и согласовано международное руководство по GCP, которое в настоящее время подписано уполномоченными органами США, стран ЕС, Японии и др.

Россия не входит в число стран, подписавших международное руководство по GCP, а российская практика клинических и доклинических испытаний значительно расходится с международной практикой. Основным отличием является то, что в России, как правило, не проводят исследований лекарств на здоровых людях, что является обязательной фазой испытаний по международным требованиям.

Существуют значительные расхождения в составе требований, предъявляемых к регистрационному досье на лекарственные средства в России и в зарубежных странах. Проведенное сравнение требований к составу регистрационного досье в России и, например, Индии, показывает отсутствие в отечественных нормативных документах таких важных требований, как описание процесса производства лекарственных средств, в частности, технологической схемы, объема серии, спецификации фармацевтических и вспомогательных веществ, спецификации упаковочных материалов и печатной продукции, пра-вила отбора образцов для анализов, организация хранения, по стадийного контроля. Сравнение с нормативной документацией стран Западной Европы, США, Канады показывает еще более значительные отставание России по жесткости требований к регистрационному досье на лекарственные средства1 .

Подобная ситуация приводит к ряду негативных явлений. С одной стороны, несоответствие российских нормативных документов по регистрации лекарственных средств международным требованиям делает невозможным признание зарегистрированных в России лекарственных средств за рубежом, что в свою очередь делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке. С другой стороны, упрощает процедуру регистрации зарубежных лекарственных средств в России, что зачастую способствует появлению на российском рынке лекарственных средств достаточно низкого качества. Последние чаще всего являются дженериками, произведенными в "третьих странах" малоизвестными фирмами.

Определенные резервы для ликвидации этих негативных последствий содержатся в ФЗ "О техническом регулировании", вступившем в действие с 1 июля 2003 г. Этот закон закладывает основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказания услуг, а также оценки и подтверждения соответствия. ФЗ ориентирует на реформу национальной системы стандартизации, которая должна быть проведена в последующие 7 лет.

Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования устанавливаются в технических регламентах. Технические регламенты могут приниматься международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным законом; указом Президента Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ в Российской Федерации будут разрабатываться и действовать общие технические регламенты и специальные технические регламенты, основные характеристики которых приведены в табл. 1.

На фармацевтическую продукцию целесообразно разработать специальный технический регламент, что следует из основных характеристик общих и специальных технических регламентов, приведенных в табл 1.

Таблица 1. Характеристики видов технических регламентов



В настоящее время распоряжением начальника Экономического управления Президента РФ от 27.12.02 N 41 создан Экспертный совет по разработке проекта ФЗ "О техническом регламенте на лекарственные средства" В целях оптимизации работ над техническим регламентом созданы следующие рабочие группы по следующим направлениям деятельности:

- разработка терминологии;
- правила доклинических исследований (формирование требований технического регламента и национального стандарта GLP);
- правила клинических исследований (формирование требованийтехнического регламента и национального стандарта GCP);

- формакопея (формирование требований технического регламентак процедурам создания, регулярного дополнения и переиздания государственной фармакопеи);

- правила производства и изготовления (формирование требований технического регламента, а также национального стандарта GMP);

- регистрация (формирование требований);
- правила оптовой торговли, хранения и транспортировки (формирование требований технического регламента, а также национальных стандартов GDP, GSP);
- правила розничной торговли (формирование требований технического регламента, а также национального стандарта GPP);
- информация, реклама и иные методы продвижения.
Экспертным советом определено техническое задание рабочим группам по разработке технического регламента. Последнее включает следующие эта-пы:

1. Диализ действующей нормативной базы по данному направлению.

2. Анализ выявленных на сегодняшний день практических проблем регулирования данного направления

3. Анализ международного опыта регулирования данного сектора.

4. Оценка полноты и адекватности понятийного аппарата.

5. Оценка возможности существования специальных требований на уровне технического регламента (обязательные требования) либо в рамках системы стандартизации - национального стандарта либо стандартов организаций (правила для добровольного многократного использования), необходимости существования иных нормативных актов.

6. Формирование структуры раздела технического регламента по данному направлению, национального стандарта.

7. Построение модели регулирования данного направления (построение механизма контроля за выполнением необходимых требований, определение принципов финансирования регуляторного органа, оценка реальных возможностей для введения требований технического регламента/стандарта).

8. Формирование текста раздела технического регламента (по данному направлению); национального стандарта3.

По мнению автора, утвержденный алгоритм разработки технического регламента на лекарственные средства имеет ряд недостатков:

Во-первых, при его разработке не были учтены опубликованные в 2003 году Госстандартом РФ рекомендации по разработке технических регламентов и стандартов. Последние основываются на принципах технического регулирования, изложенных в Федеральном законе "О техническом регулировании", учитывают опыт стран-членов АТЭС, ЕЭК ООН и ЕС при написании и применении технических регламентов.

Во-вторых, из алгоритма неясен статус предложенных к разработке национальных стандартов, например, GMP. В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" национальные стандарты носят добровольный характер, тогда как в настоящее время наличие на предприятиях производителях системы GMP является обязательным (раздел 2.2.).

В-третьих, необходимо определиться с формированием фармакопейных статей и их статусом. Очевидно, что невозможно включить в технический регламент фармакопейные статьи, однако необходимо прописать требования к их формированию и процедуре утверждения.

В настоящее время в Российской Федерации в качестве государственных стандартов на лекарственные средства выступают именно фармакопейные статьи, в которых содержится перечень показателей и методов контроля качества лекарственных средств2. В свою очередь Закон РФ "О лекарственных средствах" определяет качество лекарственных средств как соответствие лекарственных средств государственному стандарту.

Подготовка государственных стандартов, снабжение органов контрольно-разрешительной системы государственными стандартами на разрешенные к применению лекарственные средства, а также подготовка и издание Государственной фармакопеи (сборника фармакопейных статей) входит в обязанности Фармакопейного комитета. Кроме того, Фармакопейный комитет участвует в контрольно-разрешительной системе на стадии регистрации лекарственных средств, осуществляя оценку раздела "Качество" регистрационного досье. Таким образом, с одной стороны Фармакопейный комитет как государственный орган участвует в процессе регистрации лекарственных средств, а с другой стороны выполняет функции организации, готовящей и издающей го-сударственную Фармакопею. Подобное положение входит в противоречие со ст.З ФЗ "О техническом регулировании".

Основываясь на вышеизложенном, автором предлагается следующий порядок формирования и реализации технического регламента на лекарственные средства (рис. 2.). Рассмотрим представленные этапы более подробно.

Рисунок 2. Порядок формирования и реализации технического регламента на лекарственные средства



I. Идентификация проблемы. Первым шагом в процессе разработки регламентов должна быть точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. Точное обозначение проблемы снижает риск выбора неадекватного варианта действий органов власти или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность зарегулирования. Как известно, зарегулирование возникает там, где область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы. Это ведет к дополнительным тратам, например, из-за повышения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.

После выяснения природы проблемы необходимо оценить её важность. Чаще всего используемый механизм для этого - это "оценка риска". Это про-цесс рассмотрения различных рисков, связанных с конкретной ситуацией, процедурой или деятельностью. Это также должно включать оценку риска от неисполнения чего-либо или от следования какому-либо конкретному образу действия.

Ключевые вопросы при идентификации проблемы:

Какие цели преследует правительство?
В чем суть проблемы?
Каковы истоки проблемы?
Насколько значима проблема?
Кого она затрагивает?
Почему рынок сам не может решить эту проблему?
Почему требуется вмешательство правительства?


II. Цели и задачи государственного регулирования качества лекарственных средств должны быть сфокусированы в большей степени на результатах, а не на средствах для их достижения, для чего необходимо проанализировать все альтернативные варианты. Знание истоков рассматриваемой проблемы поможет оценить, какая альтернатива наилучшим образом приблизит к реше-нию поставленных задач.

Между тем следует заметить, что невозможно гарантировать эффективность и безопасность лекарственных средств путем предъявления требований исключительно к готовому продукту. В этой связи технический регламент должен быть направлен на обеспечение охраны жизни и здоровья людей не только на этапе создания лекарственных средств, но и при их обращении на рынке.

III. Следует отметить, что помимо введения технических регламентов существует ряд других доступных инструментов, которые также должны быть рассмотрены. К ним, прежде всего, относятся:

- состояние статус-кво (оставить, как есть);

- использование общего законодательства;

- образовательные программы;

- стандарты;

- экономические инструменты (налоги, продажа прав собственности);

- законы о страховании и ответственности;

- кодексы поведения и установившейся практики;

- промышленное саморегулирование и совместное регулирование.

При оценке альтернативных вариантов необходимо четко идентифицировать возможные ограничения (законодательные или фискальные). По отношению к лекарственным средствам это, прежде всего, Закон РФ "О лекарственных средствах" и другие нормативно-правовые акты принятые в соответствии с ним, которые необходимо пересмотреть с учетом требований ФЗ "О техническом регулировании".

Ключевые вопросы по вариантам решения проблемы:

- Какие существуют альтернативы техническим регламентам для решения проблемы?

- Существуют ли какие-либо ограничения, которые делают некоторые альтернативы нежелательными или невозможными?

- Обеспечивает ли введение технических регламентов минимум затрат либо максимум выгод для общества по сравнению с другими вариантами?

IV. Разработка технических регламентов. На этом этапе должны быть сформированы основные принципы и характеристики технического регламента.

К основным принципам технического регламента на лекарственные средства можно отнести следующие:

1. Обеспечение взаимосвязи терапевтической эффективности и безопасности лекарственных средств, то есть требования к эффективности воздействия и предупреждения отрицательного влияния на здоровье лекарственных препаратов должны рассматриваться только во взаимосвязи.

2. Приоритетность международных норм (в том числе ВОЗ) с целью обеспечить гармонизацию отечественного и международного законодательства в области качества лекарственных средств;

3. Единообразие технических требований, как в отношении самой продукции, так и в отношении субъектов обращения, вне зависимости от поставщика и страны происхождения продукции.

4. Прозрачность процесса исполнения регуляторной функции со стороны административных структур.

5. Возможность свободного выбора субъектами средств и методов реализации требований технического регламента для достижения необходимого уровня безопасности и эффективности лекарственных средств.

6. Формирование механизма реальной ответственности на всех этапах жизненного цикла лекарственных средств субъектов рынка и государства.

Основные характеристики технического регламента на лекарственные средства, по нашему мнению, могут быть сформированы исходя из требований на всех этапах жизненного цикла лекарственных средств, к которым относятся: доклинические и клинические исследования, регистрация как разрешение к применению (оценка соответствия), производство и изготовление, оптовая и розничная торговля, хранение, отзыв с рынка, уничтожение.

В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение разработанного технического регламента и организация контроля за его исполнением требуют приведения в соответствие порядка проведения государственного контроля за качеством лекарственных средств, производимых предприятиями и закупаемых за рубежом, которые в настоящее время действует в РФ в соответствии с Законом РФ "О лекарственных средствах". В соответствии с этим порядком предусматриваются следующие режимы государственного контроля качества лекарственных средств:

- Предварительного контроля на лекарственные средства, то есть впервые разрешенные лекарственные средства, выпускаемые по неизменной технологии, при получении лицензии на производство, при установленном ухудшении качества.

- Арбитражного контроля на лекарственные средства, который

осуществляется в случае возникновения споров о качестве лекарственного средства между поставщиком и потребителем, при выявлении отклонений в серии зарубежных лекарственных средств.

- Последующего контроля лекарственных средств, которому подвергаются антибиотики, гормональные, ферментные и другие препараты из животного сырья; химико-фармацевтические препараты, требующие испытания на стерильность и пирогенность - Зарубежные лекарственные средства;

Кроме того, последующему выборочному контролю подвергаются все серийно выпущенные отечественные лекарственные средства.

Государственная система контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств включает:

1. Федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, в компетенцию которых входят осуществление государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, надзор за фармацевтической деятельностью и иные действия в сфере обращения лекарственных средств;

2. Научно-исследовательские учреждения, институты, лаборатории для разработки, исследований и осуществления государственного контроля, эффективности, безопасности лекарственных средств;

3. Экспертные советы по обращению лекарственных средств при правительстве РФ, действующие в соответствии с Положением об экспертных советах по обращению лекарственных средств, утверждаемых Правительством РФ;

4. Этические советы, действующие при учреждениях здравоохранения в соответствии с положением об этических советах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения;

5. Информационную систему, обеспечивающую субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией4.

Закон "О техническом регулировании" меняет статус стандартизации, которая определяется как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продук-ции (работ или услуг) и повышение конкурентоспособности;

Стандартизация основывается на следующих принципах:

- добровольное применение стандартов;

- максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

- недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг, в большей степени, чем это установлено целями стандартизации;

- недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

В этой связи необходимо изменение принципов стандартизации и в фармацевтической сфере. В настоящее время важной особенностью российской системы стандартизации лекарственных средств является с использованием одних и тех же спецификаций в качестве общих фармакопейных статей, регистрационных документов, а также стандартов качества на конкретные лекарственные средства, производимые конкретными производителями. В международной практике наблюдается иная ситуация: разрабатываются и утверждаются общие фармакопейные статьи на лекарственные средства, без привязки к конкретному производителю. Производители же лекарственных средств, руководствуясь общими фармакопейными статьями, разрабатывают стандарты на выпускаемые ими лекарственные средства самостоятельно. В дальнейшем эти стандарты подлежат утверждению со стороны другого государственного органа (например, в США это Управление по пищевым продуктам и лекарственным средствам). Данный подход отменяет необходимость регистрации субстанций, применяемых при производстве лекарственных средств, что является обязательным в отечественной контрольно-разрешительной системе. В зарубежных странах субстанции не регистриру-ются на государственном уровне, так как рассматриваются как фармакологическое сырье, за качество которого при его использовании в процессе произ-водства лекарственных средств несет ответственность изготовитель. По нашему мнению, подобная практика значительно повышается ответственность изготовителей по обеспечению качества выпускаемых лекарственных средств и может быть рекомендована к применению в отечественной системе стандартизации в этой области.

Введение ФЗ "О техническом регулировании" требует приведения в соответствие и системы сертификации, действующей в РФ. В настоящее время в РФ лекарственные средства подлежат обязательной сертификации, которая проводится в соответствии с "Правилами поведения сертификации в системе сертификации лекарственных средств системы сертификации ГОСТ Р", введенными постановлением Госстандарта РФ N 36 от 24 мая 2002 г. В данном документе устанавливаются основные принципы и схемы сертификации, по-рядок проведения сертификации, требования к органам проведения сертифи-кации и испытательным лабораториям, а также процесс подачи и рассмотрения аппеляций.

На рис. 3 представлена структурная схема участников Системы сертификации лекарственных средств. Как видно из представленной схемы, система сертификации лекарственных средств включает в себя следующих участников:

- орган управления системой сертификации лекарственных средств и медицинской техники в РФ, который представлен МЗ РФ;

- центральные органы по сертификации (ФГУ "Центр по сертификации лекарственных средств РФ", Институт государственного контроля лекарственных средств, Институт стандартизации лекарственных средств);

- органы по сертификации - аккредитованные в установленном порядке организации, находящиеся в административном подчинении региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения или фармацевтической деятельности (на 01.10.2000 существуют 54 организации в 57 регионах РФ)5

Рисунок 3. Структурная схема участников Системы сертификации ЛС



На территории Российской Федерации реализация лекарственных средств без сертификата соответствия запрещена. В случаях выявления несоответствия лекарственного средства требованиям нормативного документа при сертификации или при обнаружении скрытого брака в процессе хранения до истечения срока годности соответствующее заключение направляется поставщику (изготовителю) с одновременным предоставлением протокола анализа, а также в территориальный орган исполнительной власти в сфере фармацевтической деятельности. На основании заключения поставщику (изготовителю) может быть предъявлена претензия. В случае отказа поставщика (изготовителя) в удовлетворении претензии образцы лекарственных средств отправляются на арбитражный контроль в Государственный научно-исследовательский институт по стандартизации и контролю качества лекарственных средств.

Как уже было отмечено, введение ФЗ "О техническом регулировании" вносит определенные изменения в процесс сертификации, которая осуществляется органом по сертификации как форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия проводится в целях:

- удостоверения соответствия продукции (работ, услуг или иных объектов), процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции (работ, услуг);

- повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) на рынках;

- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории страны, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

В Российской Федерации подтверждение соответствия также может носить добровольный или обязательный характер (рис. 4).

Рисунок 4. Формы подтверждения соответствия



Поэтапный переход от контроля к обеспечению качества лекарств на всех этапах обращения путем введения технических регламентов, национальных стандартов требует внесения ответствующих изменений в систему подтверждения соответствия. В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в Номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Кроме того, необходимо определить группы фармацевтической продукции, которые не подлежат обязательному подтверждению соответствия.

Таким образом, формирование в Российской Федерации системы государственного регулирования качества и безопасности лекарственных средств адекватной международным правилам и требованиям в данной области создаст необходимые условия повышения качества и конкурентоспособности отечественной фармацевтической продукции.





1Некрасов СВ. Государственная система обеспечения качества лекарств: становление, проблемы, пути развития// Фарм-3kcnpecc.-1997.-N 4.- С.ЗО, 29-33.
2Завидова С.С, Крючкова П.В., Шаститко А.Е. О реформе технического регулирования.- М.: МАКС Пресс, 2003, С.45, 56.
3Завидова С.С, Крючкова П.В., Шаститко А.Е. О реформе технического регулирования,- М.: МАКС Пресс, 2003, С.52-53.
4"О лекарственных средствах" N 86-ФЗ от 22 июня 1998// Российская газета, N 118, от 25. 06.98
5Организация и экономика фармации: Учебник/ И.В.Косова, Е.Е.Лоскутова, Е.А.Максимкина и др; Под ред. И.В.Колосовой. - М.: Издательский центр "Академия"; мастерство, 2002, С.56.

Rambler's Top100 Rambler's Top100