Общая характеристика рынка БАД

Шустов Евгений Борисович , д.м.н., профессор, член-корреспондент РАЕН и Международной академии астронавтики
(публикация производится по материалам "Маркетингового анализа Российского рынка биологически активных добавок в целях организации их производства")
(Начало цикла публикаций - см. "ФАРМиндекс" №№ 202-206)


Мировой рынок БАД

Применение биологически активных добавок во всем мире распространено сегодня настолько широко, что часто воспринимается как непременная составляющая здорового образа жизни. Индустрия нутриентов (именно этот термин сегодня наиболее употребляем на Западе) активно развивается сегодня во всем мире. В основном она основывается на деятельности пищевой, фармацевтической и косметической промышленности. К нутриентам относят витамины, минералы, травы, специальные смеси для спортсменов, средства личной гигиены, функциональное питание и натуральную органическую пищу. Доля собственно биологически активных добавок во всей индустрии нутриентов составляет около 40%.

По данным 2001 г., уровень объема продаж нутриентов во всем мире составил около 150 млрд долл. в год и постоянно растет на 7-8% в год. Мировой рынок БАД в 2001 г. составлял около 70 млрд долл. Весомее всего индустрия нутриентов представлена в США - 35% по денежному выражению от всей мировой индустрии нутриентов. В Европе - 32%, в Японии - 18, в Азии - 7, в Канаде - 3, в Южной Америке - 2, в Австралии - 1, доля России - менее 1% мирового рынка (таб.1).

Таблица 1
Объем и уровень потребления БАД в развитых странах и России в 2001 году

Государство Объем потребления БАД млрд. долларов США Процент от объема национального рынка лекарственных препаратов Процент населения, регулярно потребляющего БАД
США 16,7 25 80
Страны, входящие в Европейский Союз 10 11 50
Япония 6 15 90
Россия* 1,3-1,9 32,5-47,8** 3-15
в т.ч. аптечный сектор 0,7 17,5 -

* по данным Маркетинговое исследование "Российского рынка биологически активных добавок" "Бизнес-эксперт К" ("Русский фокус" 10.02.2003 г).
** по данным ЦМИ "Фармэксперт", объем российского рынка лекарственных средств в 2001 году составил в потребительских ценах 3,98 миллиарда долларов.

Имеющиеся отдельные данные о потреблении БАД за 2003 - 2004 года показывают, что в США рынок БАД в 2003 году достиг уровня 18,5 млрд $, а в 2004 году - 21,5 млрд $. За период с 1997 по 2004 год рынок БАД в США и Канаде характеризовался устойчивым ежегодным ростом на 10 - 14%.

Рост индустрии нутриентов будет продолжаться и в дальнейшем, т.к. спрос на эту продукцию постоянно увеличивается. По разным данным, в Америке, Европе и Японии БАД употребляют от 60 до 80% населения. В США постоянно (три и более раза в месяц) БАД принимают около 53% жителей страны. А 22% из них стали употреблять большее количество добавок, чем в предыдущие годы.

В США и Канаде потребление БАД в натуральном измерении возрастает на 30-40% ежегодно. Это во многом обусловлено тем, что законодательство в этих странах благоприятствует развитию индустрии БАД. В Германии большинство БАД включено в фармакопеи и подлежит компенсации через систему медицинского страхования. Во Франции, Италии и Испании существует ограниченный перечень БАД, подлежащих страховому возмещению.

Уровень индустрии БАД зависит от развития экономики региона. В странах с постоянным ростом доходов на душу населения увеличивается и потребление БАД. Люди понимают, что болеть немодно, неразумно и невыгодно. И лучше вложить деньги в свое здоровье и профилактику, чем потом тратить несоизмеримо большие средства на лечение.

Российский рынок БАД

Всего на 1 января 2004 года в Государственном Реестре БАД было зарегистрировано 4609 наименований добавок.

Российский рынок биодобавок существует уже около 15 лет. Развиваться рынок БАД в нашей стране начал по линии многоуровневого сетевого маркетинга. Причем многие из этих препаратов даже не регистрировались в России, а ввозились, минуя таможню или контрабандно, пресловутыми "челноками". Первым лидером среди подобной продукции стал небезызвестный "Гербалайф".

Согласно требованиям регистрации, БАД не имеют терапевтических показаний, но для удобства Институт питания разделил их на 14 групп в зависимости от области применения. На основе этой классификации были проанализированы данные регистрации на январь 2002 г. В результате оказалось (таб.2), что наиболее многочисленной группой являются "БАД, влияющие на процессы тканевого обмена" (почти 700 наименований), из которых больше всего БАД общеукрепляющего действия (почти 340 названий). Вторая по числу зарегистрированных БАД - группа "БАД, поддерживающие органы пищеварения" - почти 370 наименований. Также большими группами являются "БАД, влияющие на функции центральной нервной системы", "БАД, влияющие на функцию сердечно-сосудистой системы" и "Источники минеральных веществ", в первую очередь йода.

Таблица 2
Плотность регистрации БАД по направлениям преимущественного применения

Группа БАД Кол-во торговых наименований Ведущая подгруппа Кол-во торговых наименований
Влияющие на процессы тканевого обмена 669 Общеукрепляющего действия 338
Источник поливитаминов и минералов 131
Поддерживающие функции органов пищеварения 368 Улучшающие процессы пищеварения 116
Влияющие на функции центральной нервной системы 212 Тонизирующего действия 111
Успокаивающего действия 72
Источники минеральных веществ 148 Йода 43
Кальция и фосфора 31
Калия и магния 20


Следовательно, в основных группах БАД существует достаточно тесная конкуренция за потребителя.

По сведениям Консультационного Центра РАЕН (Михеев П.А., директор Центра, выступление на круглом столе "Рынок БАД: история, развитие перспективы" // Фармацевтический вестник, 2001, № 39), в 2001 году ежемесячный объем московского розничного рынка БАД составляет порядка 100 млн руб., или 1 млрд 200 млн в год. Причем на 4 импортных препарата здесь приходится 6 отечественных. В системе MLM другое соотношение. Там на отечественные средства приходится всего порядка 10-15%. Примерно такие же показатели характерны и для регионального рынка. Общее число зарегистрированных БАД составляло 3371 наименование. Из них 1853 - российского происхождения и 1518 - зарубежного. С начала 2001 года почти на 80% увеличилось количество наименований отечественных БАД и примерно на 60% зарубежных. В настоящее время производством БАД в России занимаются 982 фирмы, из которых 599 российских и 383 зарубежных. Их количество выросло почти на 100 и 80% соответственно. Рост объема продаж в стоимостном выражении по сравнению с 2001 годом составил более 100%. Суммарный объем рынка БАД в 2002 году превысил $700 млн., а доля биодобавок составила 8% розничного рынка лекарств.

По экспертным оценкам специалистов консалтинговой компании "Бизнес-Рейтинг", емкость российского рынка БАД составляет от 1 до 2 млрд. дол. В 2004 году потребляли БАД 15-20% россиян, и это количество увеличивается на 3-5% ежегодно.

По данным Центра маркетинговой информации "Цитомед" (Санкт-Пеитербург), в сегменте БАД сохранились высокие темпы роста: прирост продаж в 2002 г. соответствовал почти 33%, в 2001 г. этот показатель был равен 45%. Общий же прирост аптечных продаж в 2002 г. соответствовал примерно 9%. Резкий рост объемов БАД прекратился в 2002 г., сейчас рынок стабилизировался.

Значительно более высокая динамика рынка БАД по сравнению с лекарственными средствами обусловлена следующими основными факторами:

· тотально распространенной практикой позиционирования БАД как лечебных средств
· либеральным подходом к регулированию этого рынка (по сравнению с ЛС)
· практически неограниченными возможностями по продвижению БАД с использованием самых различных методов и каналов коммуникаций
· высокой активностью компаний-производителей, вызванной высокой прибыльностью рынка БАД
· привлекательностью БАД для каналов дистрибьюции

Стоимостная оценка емкости рынка БАД в России на 2005 год прогнозируется на уровне 2,3 млрд. долларов с годовым приростом 17-20%.

· По разным оценкам объем общего рынка БАД значительно варьирует - оценить его сложно из-за отсутствия достоверных общероссийских данных количественного анализа внеаптечных каналов дистрибуции БАД
· Конкуренция с лекарственными средствами происходит не только на аптечном сегменте - значительная часть продаж БАД осуществляется методом сетевого маркетинга, через ларьки, магазины, интернет
· Происходит экспансия БАД на региональные рынки (доля обеих столиц составляет порядка 30%)

Сезонность продаж БАД в России показана на рис. 1-2. Увеличение объемов продаж биологически активных добавок происходит в холодное время года. Если сопоставить продажи БАДов по месяцам 2004 года с продажами 2003-го в соответствующие месяцы, то необходимо отметить следующее (рис. 1): с мая 2004 по февраль 2005 годов происходил рост объемов продаж в каждом месяце относительно предыдущего года.

Рисунок 1.Сезонность продаж БАД в РФ (*январь 2004 г. = 100%)



Рисунок 2.Сопоставление объемов продаж БАД по сравнению с соответствующими месяцами предыдущего периода (январь 2004/январь 2003 г)



Компания DSM Group, занимающаяся мониторингом аптечного рынка России, на основании анализа таких показателей, как прирост объема фармрынка к данным 2003 года, потребление лекарственных средств на душу населения, рост реальных денежных доходов и индекс покупательной способности населения, по итогам 2004 года разделила российские регионы на 4 группы по степени привлекательности для участников фармрынка (таб.3). С учетом того, что рынки лекарственных средств и БАД во многом похожи, мы предполагаем, что и в отношении регионального рынка БАД это разделение будет справедливым.

На сегодняшний день рынок БАД принял свои достаточно определенные очертания в российской столице и Санкт-Петербурге и быстро растет в регионах, которые подготовлены к выходу основных игроков более дешевым сегментом рынка БАД. Регионы готовы к выходу БАД в более дорогих ценовых сегментах, особенно в крупных городах и промышленных центрах.

Таблица 3
Рейтинг привлекательности регионов для участников фармацевтического бизнеса

Рейтинг привлекательности региона Характеристика группы регионов Регионы
1 (самые привлекательные) Наиболее благополучные и динамично развивающиеся Москва, Санкт-Петербург, Самарская область, Омская область, Кемеровская область
2 (привлекательные) Достаточно благополучные, но с невысокими темпами развития Ханты-Мансийский АО, Приморский край, Свердловская область
3 (потенциально привлекательные) Высокие темпы развития при приемлемом уровне благополучия Московская область, Челябинская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Краснодарский край
4 (мало привлекательны) Не очень благополучные и с низкими темпами развития Все остальные регионы России



* * *

Продолжение цикла - в следующем выпуске "ФАРМиндекса"
Rambler's Top100 Rambler's Top100