Мониторинг продаж ЛП и БАД, применяемых для лечения и профилактики простатита.
Ольга Швец, DSM Group
Простатит и аденома предстательной железы - самые распространенные среди мужчин урологические заболевания. Простатит развивается у мужчин половозрелого возраста, основная группа риска - мужчины в возрасте 30 - 45 лет. Полностью застрахованным от возникновения простатита, к сожалению, не может быть ни один мужчина.
Простатит - воспаление предстательной железы и, как результат, изменение ее физиологических функций. Все простатиты можно разделить на инфекционные и конгестивные (застойные). Инфекционные, в свою очередь, подразделяются на острые и хронические. Среди предрасполагающих факторов возникновения заболевания следует выделить:
- застой в предстательной железе как следствие сидячего образа жизни, нерегулярной половой жизни;
- инфекционные заболевания;
- варикозное расширение вен;
- злоупотребление алкоголем, никотином;
- стрессовые нагрузки;
- гормональные нарушения;
- понижение иммунитета.
Основной причиной воспаления предстательной железы считается инфекция. Железа увеличивается в размере и сдавливает уретру. При этом возникают боли в промежности, затруднение мочеиспускания, нарушение эякуляции. Фармакотерапия больных простатитом направлена на снятие воспалительного процесса, уменьшение роста предстательной железы и купирование болевых симптомов.
В данном аналитическом обзоре будут рассмотрены лекарственные препараты (ЛП Группы) и биологически активные добавки (БАД Группы), применяемые для лечения и профилактики простатита. Исследуемый регион - Россия, анализируемый период март 2004 г - февраль 2005 г. Все данные приведены в ценах оптовой закупки.
Общие объемы реализации ЛП Группы составили 29 342 584 USD (0,81% от стоимостного объема реализации всех ЛП) и 2 469 370 упаковок (0,70% от общего натурального объема продаж всех ЛП). Таким образом, средневзвешенная цена одной упаковки ЛП Группы составила 11,88 USD. Объемы реализации БАД Группы значительно ниже и составляют 2 920 770 USD и 1 063 631 упаковок (средневзвешенная цена 2,75 USD). Доля продаж БАД, применяемых для профилактики и лечения простатита, от общей розничной реализации всех БАД по России за исследуемый период составила 1,95% и 0,88% соответственно.
Препараты для лечения и профилактики простатита не имеют ярко выраженной помесячной динамики продаж, так как простатит не является сезонным заболеванием. Соотношение реализации ЛП Группы в зависимости от АТС-группы 5-го уровня отображено на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Наибольший объем реализации, как по стоимостному, так и по натуральному показателям у АТС-группы [G04CX02] - Пальмы ползучей препарат (52,44% USD и 59,73% УП соответственно). На втором месте по стоимостному показателю находится АТС-группа [G04CA02] - Тамсулозин (14,18%), на третьем - Гомеопатические ЛС (12,53%). В натуральном рейтинге вторую позицию занимают Гомеопатические ЛС (20,76%), третью - АТС-группа [G04CA02] - Тамсулозин (7,09%).
В таблице 1 представлены стоимостный и натуральный ТОПы-10 продаж ЛП Группы за исследуемый период. Тройку лидеров по стоимостному показателю составили: ПРОСТАМОЛ УНО компании A. MENARINI PHARMACEUTICAL INDUSTRE'S GROUP LTD (47,4%), ОМНИК компании YAMANOUCHI EUROPE BV (14,18%) и ГЕНТОС компании RICHARD BITTNER GMBH (12,37%). Стоит отметить, что ПРОСТАМОЛ УНО занимает лидирующую позицию и в рейтинге по натуральному показателю (55,36%), на втором месте - ГЕНТОС (20,47%), на третьем - ОМНИК (7,09%).
Таблица 1
ТОП-10 продаж ЛП Группы за март 2004 г - февраль 2005 г по России
ТОП-10 торговых наименований ЛП Группы по стоимостному показателю
ТОП-10 торговых наименований ЛП Группы по натуральному показателю
№ п/п
Торговое наименование
Доля от общего стоимостного объема продаж ЛП Группы, % USD
№ п/п
Торговое наименование
Доля от общего натурального объема продаж ЛП Группы, % УП
1
ПРОСТАМОЛ УНО
47,40
1
ПРОСТАМОЛ УНО
55,36
2
ОМНИК
14,18
2
ГЕНТОС
20,47
3
ГЕНТОС
12,37
3
ОМНИК
7,09
4
ДАЛЬФАЗ
9,00
4
ТРИАНОЛ
3,58
5
ПРОСКАР
3,88
5
ДАЛЬФАЗ
3,06
6
ТРИАНОЛ
2,97
6
ФИНАСТ
2,32
7
ПЕРМИКСОН
2,45
7
ПРОСТАПЛАНТ
1,69
8
ДАЛЬФАЗ СР
1,84
8
ПЕРМИКСОН
1,69
9
ФИНАСТ
1,75
9
ПРОСКАР
1,20
10
ПРОСТАПЛАНТ
1,35
10
ТАДЕНАН
1,16
В профилактике и лечении хронического простатита не последнее место занимают БАД из различных групп Государственного реестра биологически активных добавок:
1) БАД для поддержания функции и снижения риска заболевания предстательной железы (КРАСНЫЙ КОРЕНЬ, КОПРИВИТ, ФИТОПРОСТАТИЧЕСКИЕ, ОПТИМАЛ ПЛЮС, ПОТЕНЦИН, МЕН'С ФОРМУЛА "ПРОСТАТА ФОРТЕ", ПРОСТАТА - САБАЛЬ);
2) БАД для поддержания функции и снижения риска обострений воспалительных заболеваний мочеполовой системы (ФИТОЧАЙ ФИТОЛЮКС-17, ФИТОЧАЙ ФИТОПРОСТАТ, ЧАЙ АДАМОВО ЯБЛОКО);
3) БАД с мягким мочегонным действием (МИЛОНА-11);
4) БАД - источники иммунокорректирующих веществ (АКТИВ СТОЛЕТ №5);
5) БАД для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря (ТЫКВЕОЛ И К)
Первое место в ТОП-10 БАД как по стоимостному, так по натуральному показателям занимает КРАСНЫЙ КОРЕНЬ (67,24% и 68,01% соответственно) (таблица 2).
Таблица 2
ТОП-10 продаж БАД исследуемой группы за март 2004 г - февраль 2005 г по России
ТОП-10 торговых наименований БАД по стоимостному показателю
ТОП-10 торговых наименований БАД по натуральному показателю
№ п/п
Торговое наименование
Доля от общего стоимостного объема продаж ЛП Группы, % USD
№ п/п
Торговое наименование
Доля от общего натурального объема продаж ЛП Группы, % УП
1
КРАСНЫЙ КОРЕНЬ
67,24
1
КРАСНЫЙ КОРЕНЬ
68,01
2
КОПРИВИТ
5,63
2
ТЫКВЕОЛ И К
6,77
3
ТЫКВЕОЛ И К
5,33
3
ФИТОПРОСТАТИЧЕСКИЕ
5,72
4
МЕН'С ФОРМУЛА "ПРОСТАТА ФОРТЕ"
3,55
4
ФИТОЧАЙ ФИТОПРОСТАТ
3,27
5
ОПТИМАЛ ПЛЮС
2,69
5
ЧАЙ АДАМОВО ЯБЛОКО
2,89
6
ФОРМУЛА МУЖЧИН
1,78
6
КОПРИВИТ
2,68
7
ФИТОЧАЙ ФИТОПРОСТАТ
1,27
7
ФИТОЧАЙ ФИТОЛЮКС-17
2,56
8
ПОТЕНЦИН
1,13
8
МИЛОНА-11
1,12
9
ПРОСТАВИТ
1,13
9
ПРОСТАТА-САБАЛЬ
1,01
10
ПРОСТАТА-САБАЛЬ
1,04
10
МЕН'С ФОРМУЛА "ПРОСТАТА ФОРТЕ"
0,75
На втором месте по стоимостному показателю стоит КОПРИВИТ (5,63%), на третьем - ТЫКВЕОЛ И К (5,33%). По натуральному показателю второе место занимает ТЫКВЕОЛ И К (6,77%), третье - ФИТОПРОСТАТИЧЕСКИЕ ТАБЛЕТКИ (5,72%).
Лекарственные препараты для лечения и профилактики простатита, в основном, выпускают зарубежные производители, в отличие от БАД исследуемой группы, в производстве которых преобладают отечественные производители. Указанная тенденция хорошо прослеживается на диаграммах 2 и 3.
Диаграмма 2
Диаграмма 3
В заключение отметим, что эффективность лечения зависит от своевременного обращения к урологу. Если не лечить простатит, то, как правило, заболевание переходит в импотенцию, камни в простате и аденому предстательной железы. Следует учитывать, что начинается заболевание в большинстве случаев без каких-либо симптомов, поэтому мужчины старше 35 лет должны регулярно проходить профилактические осмотры у врача. Не меньшую роль в профилактике заболевания играет ограничение приема алкоголя, отказ от курения, занятия спортом, избегание переохлаждения.