Мониторинг продаж ЛП и БАД, применяемых для лечения и профилактики простатита.

Ольга Швец, DSM Group


Простатит и аденома предстательной железы - самые распространенные среди мужчин урологические заболевания. Простатит развивается у мужчин половозрелого возраста, основная группа риска - мужчины в возрасте 30 - 45 лет. Полностью застрахованным от возникновения простатита, к сожалению, не может быть ни один мужчина.

Простатит - воспаление предстательной железы и, как результат, изменение ее физиологических функций. Все простатиты можно разделить на инфекционные и конгестивные (застойные). Инфекционные, в свою очередь, подразделяются на острые и хронические. Среди предрасполагающих факторов возникновения заболевания следует выделить:

- застой в предстательной железе как следствие сидячего образа жизни, нерегулярной половой жизни;

- инфекционные заболевания;

- варикозное расширение вен;

- злоупотребление алкоголем, никотином;

- стрессовые нагрузки;

- гормональные нарушения;

- понижение иммунитета.

Основной причиной воспаления предстательной железы считается инфекция. Железа увеличивается в размере и сдавливает уретру. При этом возникают боли в промежности, затруднение мочеиспускания, нарушение эякуляции. Фармакотерапия больных простатитом направлена на снятие воспалительного процесса, уменьшение роста предстательной железы и купирование болевых симптомов.

В данном аналитическом обзоре будут рассмотрены лекарственные препараты (ЛП Группы) и биологически активные добавки (БАД Группы), применяемые для лечения и профилактики простатита. Исследуемый регион - Россия, анализируемый период март 2004 г - февраль 2005 г. Все данные приведены в ценах оптовой закупки.

Общие объемы реализации ЛП Группы составили 29 342 584 USD (0,81% от стоимостного объема реализации всех ЛП) и 2 469 370 упаковок (0,70% от общего натурального объема продаж всех ЛП). Таким образом, средневзвешенная цена одной упаковки ЛП Группы составила 11,88 USD. Объемы реализации БАД Группы значительно ниже и составляют 2 920 770 USD и 1 063 631 упаковок (средневзвешенная цена 2,75 USD). Доля продаж БАД, применяемых для профилактики и лечения простатита, от общей розничной реализации всех БАД по России за исследуемый период составила 1,95% и 0,88% соответственно.

Препараты для лечения и профилактики простатита не имеют ярко выраженной помесячной динамики продаж, так как простатит не является сезонным заболеванием. Соотношение реализации ЛП Группы в зависимости от АТС-группы 5-го уровня отображено на диаграмме 1.

Диаграмма 1



Наибольший объем реализации, как по стоимостному, так и по натуральному показателям у АТС-группы [G04CX02] - Пальмы ползучей препарат (52,44% USD и 59,73% УП соответственно). На втором месте по стоимостному показателю находится АТС-группа [G04CA02] - Тамсулозин (14,18%), на третьем - Гомеопатические ЛС (12,53%). В натуральном рейтинге вторую позицию занимают Гомеопатические ЛС (20,76%), третью - АТС-группа [G04CA02] - Тамсулозин (7,09%).

В таблице 1 представлены стоимостный и натуральный ТОПы-10 продаж ЛП Группы за исследуемый период. Тройку лидеров по стоимостному показателю составили: ПРОСТАМОЛ УНО компании A. MENARINI PHARMACEUTICAL INDUSTRE'S GROUP LTD (47,4%), ОМНИК компании YAMANOUCHI EUROPE BV (14,18%) и ГЕНТОС компании RICHARD BITTNER GMBH (12,37%). Стоит отметить, что ПРОСТАМОЛ УНО занимает лидирующую позицию и в рейтинге по натуральному показателю (55,36%), на втором месте - ГЕНТОС (20,47%), на третьем - ОМНИК (7,09%).

Таблица 1
ТОП-10 продаж ЛП Группы за март 2004 г - февраль 2005 г по России
ТОП-10 торговых наименований ЛП Группы по стоимостному показателю ТОП-10 торговых наименований ЛП Группы по натуральному показателю
№ п/п Торговое наименование Доля от общего стоимостного объема продаж ЛП Группы, % USD № п/п Торговое наименование Доля от общего натурального объема продаж ЛП Группы, % УП
1 ПРОСТАМОЛ УНО 47,40 1 ПРОСТАМОЛ УНО 55,36
2 ОМНИК 14,18 2 ГЕНТОС 20,47
3 ГЕНТОС 12,37 3 ОМНИК 7,09
4 ДАЛЬФАЗ 9,00 4 ТРИАНОЛ 3,58
5 ПРОСКАР 3,88 5 ДАЛЬФАЗ 3,06
6 ТРИАНОЛ 2,97 6 ФИНАСТ 2,32
7 ПЕРМИКСОН 2,45 7 ПРОСТАПЛАНТ 1,69
8 ДАЛЬФАЗ СР 1,84 8 ПЕРМИКСОН 1,69
9 ФИНАСТ 1,75 9 ПРОСКАР 1,20
10 ПРОСТАПЛАНТ 1,35 10 ТАДЕНАН 1,16


В профилактике и лечении хронического простатита не последнее место занимают БАД из различных групп Государственного реестра биологически активных добавок:

1) БАД для поддержания функции и снижения риска заболевания предстательной железы (КРАСНЫЙ КОРЕНЬ, КОПРИВИТ, ФИТОПРОСТАТИЧЕСКИЕ, ОПТИМАЛ ПЛЮС, ПОТЕНЦИН, МЕН'С ФОРМУЛА "ПРОСТАТА ФОРТЕ", ПРОСТАТА - САБАЛЬ);

2) БАД для поддержания функции и снижения риска обострений воспалительных заболеваний мочеполовой системы (ФИТОЧАЙ ФИТОЛЮКС-17, ФИТОЧАЙ ФИТОПРОСТАТ, ЧАЙ АДАМОВО ЯБЛОКО);

3) БАД с мягким мочегонным действием (МИЛОНА-11);

4) БАД - источники иммунокорректирующих веществ (АКТИВ СТОЛЕТ №5);

5) БАД для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря (ТЫКВЕОЛ И К)

Первое место в ТОП-10 БАД как по стоимостному, так по натуральному показателям занимает КРАСНЫЙ КОРЕНЬ (67,24% и 68,01% соответственно) (таблица 2).

Таблица 2
ТОП-10 продаж БАД исследуемой группы за март 2004 г - февраль 2005 г по России
ТОП-10 торговых наименований БАД по стоимостному показателю ТОП-10 торговых наименований БАД по натуральному показателю
№ п/п Торговое наименование Доля от общего стоимостного объема продаж ЛП Группы, % USD № п/п Торговое наименование Доля от общего натурального объема продаж ЛП Группы, % УП
1 КРАСНЫЙ КОРЕНЬ 67,24 1 КРАСНЫЙ КОРЕНЬ 68,01
2 КОПРИВИТ 5,63 2 ТЫКВЕОЛ И К 6,77
3 ТЫКВЕОЛ И К 5,33 3 ФИТОПРОСТАТИЧЕСКИЕ 5,72
4 МЕН'С ФОРМУЛА "ПРОСТАТА ФОРТЕ" 3,55 4 ФИТОЧАЙ ФИТОПРОСТАТ 3,27
5 ОПТИМАЛ ПЛЮС 2,69 5 ЧАЙ АДАМОВО ЯБЛОКО 2,89
6 ФОРМУЛА МУЖЧИН 1,78 6 КОПРИВИТ 2,68
7 ФИТОЧАЙ ФИТОПРОСТАТ 1,27 7 ФИТОЧАЙ ФИТОЛЮКС-17 2,56
8 ПОТЕНЦИН 1,13 8 МИЛОНА-11 1,12
9 ПРОСТАВИТ 1,13 9 ПРОСТАТА-САБАЛЬ 1,01
10 ПРОСТАТА-САБАЛЬ 1,04 10 МЕН'С ФОРМУЛА "ПРОСТАТА ФОРТЕ" 0,75


На втором месте по стоимостному показателю стоит КОПРИВИТ (5,63%), на третьем - ТЫКВЕОЛ И К (5,33%). По натуральному показателю второе место занимает ТЫКВЕОЛ И К (6,77%), третье - ФИТОПРОСТАТИЧЕСКИЕ ТАБЛЕТКИ (5,72%).

Лекарственные препараты для лечения и профилактики простатита, в основном, выпускают зарубежные производители, в отличие от БАД исследуемой группы, в производстве которых преобладают отечественные производители. Указанная тенденция хорошо прослеживается на диаграммах 2 и 3.

Диаграмма 2



Диаграмма 3



В заключение отметим, что эффективность лечения зависит от своевременного обращения к урологу. Если не лечить простатит, то, как правило, заболевание переходит в импотенцию, камни в простате и аденому предстательной железы. Следует учитывать, что начинается заболевание в большинстве случаев без каких-либо симптомов, поэтому мужчины старше 35 лет должны регулярно проходить профилактические осмотры у врача. Не меньшую роль в профилактике заболевания играет ограничение приема алкоголя, отказ от курения, занятия спортом, избегание переохлаждения.

Rambler's Top100 Rambler's Top100